"ЛИЦО" В КИТАЙСКОМ ПОНИМАНИИ

22 мая 2017
3855

БОЛЬШОЙ ПОСТ О ВАЖНОМ (тем, кто хочет работать с Китаем)

Мяньцзы (面子, mian zi) или концепция «лица» — довольно сложная сентенция, не всегда сразу понятная для западного человека, но крайне важное понятие для китайских бизнесменов. «Лицо» может быть отдано, получено, потеряно или сохранено. И если вы хотите заниматься бизнесом в этой стране, то следует хотя бы на общем уровне ознакомиться с этим важным понятием.

Иностранцу довольно сложно осознать, насколько значима роль «лица» в повседневной и деловой жизни в КНР. Но для китайцев это не просто сочетание звуков. Я помню, даже проводились специальные исследования среди китайского населения, показавшие, что 93 % респондентов говорят о высокой важности для них «иметь лицо», а 75 % признались, что публично совершить ошибку является для них наиболее серьезным проступком в жизни. Другими словами, большинство китайцев сделают все возможное, чтобы никоим образом не опозориться на публике. Часто это проявляется в полном нежелании признавать собственные ошибки, какими бы незначительными они ни были. Таким образом, «лицом» в Китае называют личность в публичном ее проявлении, фактор репутации, чести или уважения. Это своеобразный публичный образ, оказывающий нужное впечатление при близких контактах.

75 % респондентов признались, что публично «потерять лицо» является для них наиболее серьезным проступком в жизни
«Потерять лицо» (丢脸, diu lian по-китайски, по-русски я бы назвал это позором) довольно просто. К примеру, это может случиться, если вам нанесено публичное оскорбление или публично оспорены ваши аргументы, или вы не смогли добиться надлежащего уважения с чьей-либо стороны. Это не говорит о том, что вы физически потеряли лицо, а скорее публично подверглись унижению или потере престижа. Если сравнивать нас и китайцев, то мы в свою очередь — люди совести, а китайцы — люди стыда.

Потери «лица» можно избежать. Иногда китайцы готовы идти ради этого и на не очень хорошие поступки. Приемлемо даже лгать: ложь считается хорошим решением, особенно когда понятно, что это было сделано для сохранения «лица».

Тут можно провести аналогию с Западом, где тоже есть некоторые стратегии своеобразного «спасения лица». Западный человек зачастую привык спасать себя от оскорблений, общественных недоразумений и других ситуаций при помощи перекладывания ответственности. К примеру, часто говорят о пробках, если куда-то опоздали, или о медленной работе почты, если забыли послать чек. И это в значительной степени отличается от того, что понимается под «спасти лицо» в азиатской культуре: на Западе стремятся спасти себя лично, тогда как в восточной культуре принято спасать социальные взаимоотношения.

Возможно, вы уже заметили, насколько китайские бизнесмены не любят говорить прямо «нет», даже если это сам собой напрашивающийся и единственный ответ. Причина в том, что прямой и честный отказ может расцениваться, как причина частичной потери «лица» собеседником. В этикете деловых людей непринято делать чего-либо, что может привести к таким последствиям. К примеру, когда китайца прямо спрашивают о чем-то, он может сказать «да», а вести себя так, словно ответил «нет». В таком случае западному человеку стоит понять, каким был настоящий ответ, и что сказанные слова лишь попытка сохранить хорошие деловые отношения. Поэтому западному бизнесмену следует хорошенько ознакомиться с языком жестов, чтобы правильно понимать своих китайских партнеров.

На Западе стремятся спасти себя лично, тогда как в восточной культуре принято спасать социальные взаимоотношения
«Лицо» можно вернуть через публичное выражение уважения человеку или похвалу третьей стороны. Тут не нужно путать: простая похвала не является актом возвращения «лица». Нужно, чтобы это было сделано публично или при посредничестве третьей стороны.

«Лицо» можно получить, если вы сделали нечто невероятное, на что другие просто неспособны. Это может быть какой-то подвиг или выдающееся деяние. Также «лицо» дается за мудрость и особые успехи в науках.

В Китае иметь «лицо» может не только отдельный человек. Часто эта концепция распространяется на компании, учреждения и правительственные министерства. В этом случае следует понимать, что организация пользуется хорошей репутацией, которую она стремится поддерживать всеми силами. С ней можно иметь дело, она надежна и отличается прекрасным деловым стилем.

Надеюсь, эта статья раскроет перед вами некоторые особенные черты китайского народа и поможет в ведении дел «по-китайски». Не забывайте, что это очень важный фактор при построении бизнеса с Китаем, независимо от того, какого уровня ваш партнер по бизнесу.

Отсюда: http://vchae.com/po-fenshuyu-kontseptsiya-litsa-pri-postro…/

image

Профиль
Изменить информацию о себе
Компании
Изменить информацию о компаниях и спецпредложениях
Подарки партнеров
Скидки на сервисы для бизнеса
Москва
Алтайский край
Амурская обл
Архангельская обл
Астраханская обл
Белгородская обл
Брянская обл
Владимирская обл
Волгоградская обл
Вологодская обл
Воронежская обл
Еврейская АО
Забайкальский край
Ивановская обл
Иркутская обл
Кабардино-Балкарская респ
Калининградская обл
Калужская обл
Камчатский край
Карачаево-Черкесская респ
Кемеровская обл
Кировская обл
Костромская обл
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская обл
Курская обл
Ленинградская обл
Липецкая обл
Московская обл
Мурманская обл
Нижегородская обл
Новгородская обл
Новосибирская обл
Омская обл
Оренбургская обл
Орловская обл
Пензенская обл
Пермский край
Приморский край
Псковская обл
Респ Адыгея
Респ Алтай
Респ Башкортостан
Респ Бурятия
Респ Дагестан
Респ Карелия
Респ Коми
Респ Марий Эл
Респ Мордовия
Респ Саха
Респ Северная Осетия - Алания
Респ Татарстан
Респ Тыва (Тува)
Респ Хакасия
Ростовская обл
Рязанская обл
Самарская обл
Саратовская обл
Сахалинская обл
Свердловская обл
Смоленская обл
Ставропольский край
Тамбовская обл
Тверская обл
Томская обл
Тульская обл
Тюменская обл
Удмуртская Респ
Ульяновская обл
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО
Челябинская обл
Чеченская респ
Чувашская респ
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская обл
Ваш город Москва?
Да