Как найти и удержать хорошего разработчика?

Вчера, 11:59
3730

Найти хорошего разработчика - довольно трудно. А удержать его - еще труднее.

Мы пообщались с Андреем, IT-специалистом в сфере биллинга, который рассказал нам, опираясь на собственный опыт, обо всех тонкостях и недочетах работы в больших компаниях. Также Андрей поделился своими впечатлениями о смене места работы и переезде в другую страну, дал ценные советы рекрутерам и руководителям компаний, которые не хотят потерять лучших специалистов.

Фамилия интервьюируемого и названия компаний по просьбе собеседника не упоминаются.


— Расскажите немного о себе и о своем опыте работы.


Привет! Меня зовут Андрей. Еще 3 недели назад я работал в большой компании-холдинге в Перми и занимался вопросами, связанными с облачной телефонией, поддерживал обычную телефонию, работал над внутренними проектами биллинга. В мои обязанности также входили: промышленные решения для расчета трафика и телефонии, регулирование и поддержание механизма тарификации, организация бизнес-процессов, интеграция сторонних решений в биллинг. Проработал в этой компании в общем 3 года и принял решение сменить не только место работы, но и страну. Сейчас я работаю с совершенно новой для меня технологией - Python в небольшой веб-студии.


— Как построен механизм работы в больших компаниях?


Большие компании в силу внутренних регламентов позволяют человеку четко понимать, что именно от него требуется. К примеру, студент, который приходит работать в такую компанию, получает огромный опыт: он много работает над конкретным действующим проектом, прокачивает технические скиллы. В больших компаниях неплохо настроен механизм интеграции в корпоративную культуру. За новеньким закрепляется наставник, который все расскажет, покажет и объяснит. В течение определенного времени он должен ознакомиться со всеми внутренними регламентами и другими документами. Затем он сдает экзамен и проходит тестирование, по результатам которых специалист официально зачисляется в штат компании. Здесь самое главное - не бояться задавать интересующие вопросы тем программистам, которые уже работают. У многих айтишников есть одна общая проблема - неумение налаживать коммуникацию. С этой проблемой нужно бороться.


В больших компаниях постоянно появляются новые проекты, что приводит к увеличению штата, чем могут воспользоваться как начинающие специалисты, так и профессионалы.


— Почему работу в маленькой компании вы предпочли работе в большой?


При всем налаженном механизме регламентации, процесса интеграции, работа в большой компании несет в себе кучу минусов. Во-первых, управлять большой компанией, следить за работой каждого отдела и проверять их эффективность - чрезвычайно сложно. Поэтому зачастую нам приходилось видеть, что руководство не до конца понимало наше предназначение, наши компетенции и наши задачи.


Во-вторых, каждый год мы проходили тестирование, чтобы подтвердить свой уровень или продемонстрировать более высокий. Однако здесь кроется маленькая несостыковка. Из-за нежелания компании тратить деньги на покупку программ тестирования, мероприятия проводятся внутренними силами. Поэтому вполне естественно, что тесты выполнены не лучшим образом, что приводит к неверному выявлению технических навыков. Адекватность этого тестирования ставится под сомнение.


В-третьих, у нас часто возникали проблемы с заказчиками. При разговоре с заказчиком или аналитиком, программист решает только технические проблемы и его мнение должны учитывать. Если программист говорит, что с технической точки зрения идея заказчика неудачная, то нужно понимать, что он работает на заказчика и хочет решить его проблемы. Как минимум, мнение программиста надо услышать, однако это бывает редко, что вызывает взаимные упреки. Клиент всегда прав и нам приходилось подстраиваться под его требования и желания, даже если мы были с ним не согласны.


В-четвертых, постоянное увеличение штата приводило к тому, что в нашу службу поступало много новеньких, которых необходимо было ввести в курс дела, что приостанавливало нашу работу. Если бы моей команде из трех человек, чья работа была отлажена, давали бы проекты постепенно, то эффективность и качество работы были бы куда более результативными.


В-пятых, увеличение штата приводило к текучке, чем страдают почти все большие компании. Те сотрудники, с которыми связь в работе была отлажена, начали уходить, а вместе с ними уходили и зоны компетенций. Было довольно трудно, так как большую часть работы приходилось выполнять мне (примерно 80 процентов): начиная с технических задач, заканчивая процессом интегрирования новых сотрудников.


В-шестых, из-за внутренних регламентов решить вопрос о повышении заработной платы - затруднительно. Возможно, нам бы ее и подняли, но для этого бумаги должны пройти через 7 кругов бюрократии. Внутренние регламенты тормозят бытовые вопросы и это вина начальников, так как они сами пишут правила, в которые и упираются.


— Почему в больших компаниях высокая текучка кадров?


Текучка происходит из-за постоянной реогранизации компании, смены отделов - постоянная перетасовка кадров, нагруженность работой, которая не входит в прямые обязанности, некомпетентность руководства. Тестирование может помочь новеньким показать свои возможности, но "старички" были всегда недовольны. Представьте, что человек проработал в компании больше 5 лет, оптимизировал работу нескольких отделов, работал с несколькими вендорами одновременно, более десяти тысяч пользователей довольны, а ему вручают некорректный тест, которые должен выявить его компетентностные навыки. Естественно в такие моменты хочется развернуться и уйти, так как какой-то тест оказывается важнее всей проделанной работы и ее результатов.


— Что сподвигло вас уйти с этой работы и уехать в Гомель?


Мне надоело, что к программистам начали относится только как к исполнителям задач, а технические навыки оценивают списком из 30 вопросов. А ведь не редко приходилось заниматься и другими задачами. К примеру, собрать требования заказчика, заняться технической поддержкой особо сложных случаев, написать ТЗ, задокументировать бизнес-процесс. Разработка решения - это творческая деятельность, от которой программист испытывает удовлетворение. Когда после долгой месячной кропотливой работы, я видел, что механизм работает и пользователям это нравится - тогда я испытывал эйфорию. В этом и состоит суть программирования - ты всегда что-то созидаешь. И это именно то что я не получал в полной мере в большой компании.


У меня есть привычка - я люблю проходить собеседования. Я начинаю понимать, насколько я нахожусь в рынке, сколько я стою как специалист, какие технологии в тренде. Собеседование - это не только оценка работодателем специалиста, но и возможность для программиста узнать, как и чем живут другие проекты. Есть хороший сайт - cost of living где я сравнивал условия жизни и цены разных стран и городов. Для себя я твердо решил, что хочу сменить технологии. За 3 месяца поисков и собеседований я получил много отказов из-за отсутствия опыта, однако не стоит этого бояться, так как именно это поможет провести работу над ошибками. Со мной связались ребята из Гомеля и предложили поработать на Python, где у меня не было никакого опыта. Мы решили, что какое-то время я буду работать удаленно. После 2 недель испытательного периода мне предложили переехать. Мне понравилось, что в меня решили вкладывать, меня уважают как человека и как профессионала.


— Какие советы вы можете дать руководителям компаний и рекрутерам? Как найти и удержать крутого специалиста?


Hr - буфер между работодателем и программистом, который должен очень хорошо разбираться с механизмом работы и функциями специалиста. Когда я искал новую работу, я проходил тестирование и получал фитбэк только в 30 процентов случаях. Получая отказ, я даже понятия не имел почему. Глупо отказывать человеку, не объясняя причины, так как именно этот специалист может проделать работу над ошибками и вернуться в эту компанию уже как настоящий профессионал, который впоследствии сумеет продемонстрировать колоссальные результаты.


Также не менее важно получать обратную связь от руководства, важно уважать специалиста, на проекте необходимо слышать и воспринимать программиста именно как специалиста. Обычно получается, что менеджер (не программист) указывает специалисту, как решать ту или иную задачу, не до конца понимая, как это работает. У каждого должна быть своя компетенция. Рекутеры и начальники отделов должны превосходно разбираться в том, с чем они работают.


Процесс удержания в больших компаниях - тоже больная тема. Надо понимать, когда начальник блефует, а когда честно предлагает перспективы. Когда я уходил, мне предложили интересные задачи, проекты, повышение зарплаты, но я четко понимал, что ничего не изменится. Деньги - не мотивирующий фактор. У меня один вопрос - почему это не случилось раньше, когда я об этом просил? На момент попытки удержать меня на проекте я уже собирал вещи, мне уже сняли и оплатили квартиру в Гомеле и я четко знал, что я от всего этого устал и меня ждут более интересные задачи в другом месте.


— Если вам предложат вернуться, в каком случае вы можете согласиться? Возможно ли это?


Ни при каких. Для меня главное - уважение. В маленькой компании меня понимают, здесь я работаю на продуктивность и результат, а не на тест. Меня тепло встретили, показали город, нашли квартиру в центре города, зарплата у меня прежняя, а цены тут значительно ниже, климат - мягкий, темп жизни - спокойный. В Гомеле мне нравится.


— Какие у вас планы на будущее?


Я приехал в Гомель за опытом. У меня пока нет конкретных сроков на жизнь в этом городе. Но перспектива и подход к работе мне нравятся, тут я наконец-то работаю на продуктивность. Пара лет опыта мне точно нужны, потом снова начну проходить собеседования, чтобы быть в курсе рынка. В любом случае есть цель поработать над собой.


Переезд - это проверка себя. Важно уметь выходить из зоны комфорта, так как мобильность - это важное качество современного человека. Переезжать - довольно тяжело психологически, но могу сказать, что оно того стоило. Возможно, через какое-то время я перееду в новую страну и буду работать с новой технологией, так как развитие - самое главное для меня.

Автор

Петровичева Светлана

Учредитель ООО ГЕТ ИТ ООО "ГЕТ ИТ"

image

Профиль
Изменить информацию о себе
Компании
Изменить информацию о компаниях и спецпредложениях
Подарки партнеров
Скидки на сервисы для бизнеса
Москва
Алтайский край
Амурская обл
Архангельская обл
Астраханская обл
Белгородская обл
Брянская обл
Владимирская обл
Волгоградская обл
Вологодская обл
Воронежская обл
Еврейская АО
Забайкальский край
Ивановская обл
Иркутская обл
Кабардино-Балкарская респ
Калининградская обл
Калужская обл
Камчатский край
Карачаево-Черкесская респ
Кемеровская обл
Кировская обл
Костромская обл
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская обл
Курская обл
Ленинградская обл
Липецкая обл
Московская обл
Мурманская обл
Нижегородская обл
Новгородская обл
Новосибирская обл
Омская обл
Оренбургская обл
Орловская обл
Пензенская обл
Пермский край
Приморский край
Псковская обл
Респ Адыгея
Респ Алтай
Респ Башкортостан
Респ Бурятия
Респ Дагестан
Респ Карелия
Респ Коми
Респ Марий Эл
Респ Мордовия
Респ Саха
Респ Северная Осетия - Алания
Респ Татарстан
Респ Тыва (Тува)
Респ Хакасия
Ростовская обл
Рязанская обл
Самарская обл
Саратовская обл
Сахалинская обл
Свердловская обл
Смоленская обл
Ставропольский край
Тамбовская обл
Тверская обл
Томская обл
Тульская обл
Тюменская обл
Удмуртская Респ
Ульяновская обл
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО
Челябинская обл
Чеченская респ
Чувашская респ
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская обл
Ваш город Москва?
Да