Как мы производим большое впечатление.
Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят… («Левша» А.Н. Лесков)
Наша страна достигла больших успехов в борьбе с аварийностью. Это видно по официальной статистике ГИБДД РФ (http://stat.gibdd.ru/). В апреле 2018 года Российская делегация приняла участие в заседании 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Александр Горовой рассказал в ГА ООН, как в России реализуется комплекс мер по повышению безопасности на дорогах … Он сообщил, что благодаря принятым в России мерам число погибших в автомобильных авариях за последние 6 лет сократилось на треть ( https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/12793666 ).
Ещё один участник делегации, Президент экспертного центра «Движение без опасности», заместитель председателя Общественного совета Министерства транспорта РФ -Наталья Агре пояснила «КП», что «успехи России в области безопасности дорожного движения произвели большое впечатление как на участников Генеральной Ассамблеи ООН, так и представителей партнерства организаций, которые на глобальном уровне занимаются безопасностью дорожного движения». ( https://www.kp.kg/daily/26819.7/3855499/ )
Можно послушать интервью Натальи Агре данную радио Вести ФМ (27 июля 2018 года, 9ч.05 мин. https://radiovesti.ru/brand/60933/episode/1860648/). Начиная с 16 мин. 40 сек., вы услышите, что «бравада Евросоюза поугасла...», и о том, что «То, что мы достигли за 10 лет более ощутимо, чем-то что достигла Европа…». Вот видите? Всё и вся говорит, что в обеспечении БДД страна идет в верном направлении.
Мы всей страной это слышим, видим, читаем. Но есть один вопрос, который почему-то не задает ни один эксперт в области БДД: «Каким образом, при отсутствии предпосылок, произошло резкое снижение аварийности в последние годы?» При этом сразу же возникает второй вопрос: «Можем ли мы доверять этой статистике?»
Почему именно мы задаем такие вопросы? Анализ аварийности является составной частью нашей работы (водитель, автопредприятие, город, республика). Показатели аварийности в стране являются важнейшим инструментом анализа среды в которой выполняет работу водитель или предприятие. На сайте ГИБДД РФ есть очень удобный раздел статистики.
Все цифры, которые мы будем публиковать, мы взяли из официальной статистики ГИБДД РФ. И все они сохранены у нас в архивах. Так же без особых проблем Вы можете найти их в интернете (так же ссылкой на ГИБДД РФ). Мы специально публикуем самые простые для восприятия показатели. Цифры и выводы, требующие подробного разъяснения мы публиковать не стали, чтобы не увеличивать объем статьи и не утомлять читателя.
2016 год.
Почему начинаем с 2016 года? С 2015 года началось резкое снижение количества погибших в ДТП (один из целевых показателей ФЦП). При отсутствии серьёзных предпосылок к этому (например, введение бальной системы учета нарушения), это явилось для нас достаточным основанием поставить под сомнение достоверность публикуемых показателей. Почему не публиковали раньше? В начале 2017 года сменился начальник ГИБДД РФ и мы считаем, что было бы неправильно с нашей стороны не подождать, изменится ли «система» с приходом нового руководства. Если бы произошли изменения, то мы так и продолжали бы рассказывать об «особенностях учета ДТП в РФ» только на лекциях для руководителей автопредприятий.
Внизу в таблице представлен пример, как производился учет ДТП и его последствий в «грузовом автотранспорте». Я подскажу, как смотреть. «Итоги 2016 г.» - это официальная статистика, опубликованная ГИБДД РФ, «октябрь 2016 г.» - это показатели, которые были до того, как опубликовали итоги 2016 года, «октябрь 2016 в 2017 г.» как изменился показатель за октябрь 2016 года после опубликования официальной статистики. Давайте посмотрим, что получается. По итогам октября 2016 года было 13276 ДТП (рост 49%) по вине водителей грузовиков, в них погибло 1922 (рост 35.5%) человека, ранено 17311 (рост 53,9%) человек. После опубликования итогов 2016 года оказалось, что ДТП с грузовиками в октябре 2016 года было на 4225 меньше, «воскресили» 512 человек, после этого «сминусовать» каких-то 5756 раненых вообще не проблема. В конце данной статьи будет Приложение1, где мы привели пример таких же показателей по 29 регионам Российской Федерации. Кстати, не спешите обвинять региональные подразделения, с внедрением Автоматизированной информационно-управляющей системы информация уходит в Москву. Первичная информация в течение 3 часов, сведения в объеме полной карточки – 72 часа с момента прибытия к месту происшествия. Данную систему начали внедрять в 2012 году, во второй половине 2014 года ввели в эксплуатацию, с 2015 года начали учитывать все ДТП, даже без пострадавших. (http://www.nbiservice.com/images/Pictures-Preza/AIUS_GIBDD/__.pdf).
Если у кого-то возникли сомнения в нашей компетентности, вот вам информация из структуры МВД. В обзоре ФКУ НИЦ БДД МВД РФ, так же видно, что ДТП с грузовиками в 3 квартале 2016 г. превышают показатели за 12 месяцев 2016 г. https://нцбдд.мвд.рф/upload/site1097/document_news/temp/__1477661530_5115/Obzor_avariynosti_za_9_mesyatsev_2016.pdf (страница 6.)
https://нцбдд.мвд.рф/upload/site1097/document_file/Obzor_avariynosti_za_12_mesyacev_2016_g.pdf (страница 6.)
2017 год.
Был когда-то в статистике ГИБДД РФ Раздел 8 (Раздел 8. Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие в них, с участием автомобильного транспорта общего пользования и наземным электрическим транспортом по видам сообщения.) Скажем проще, все виды пассажирских перевозок.
Посмотрим, что происходило с этим разделом. В 2015 году был незначительный рост аварийности (на 0.8%), и неплохое снижение количества погибших (-16%) в этом разделе. Правда опять показатели в декабре были ниже чем в ноябре, но по сравнению с грузовиками это ничтожная разница. В 2016 году были достигнуты превосходнейшие результаты по снижению аварийности в разделе 8. По итогам года снижение ДТП -40.4%, количество погибших -46.7%. Как же были достигнуты такие результаты? Все просто, взяли и убрали показатели во второй и третьей графе раздела 8 (строка 2-регулярные перевозки в городском сообщении с высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах, строка 3 - регулярные перевозки в городском сообщении с высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте) Отсюда следует, в 2016 году не было ДТП с городскими автобусами.
В 2017 году произошел резкий рост ДТП в разделе 8. К октябрю 2017 года рост ДТП составил +86,5%, количество погибших +61.6%, количество раненых +75.8%. Понятно, что такие показатели никто терпеть не будет. И чтобы решить эту проблему, в ноябре раздел просто удалили. Нет раздела- нет проблем. Не появился раздел показывающий, что творится в пассажирских перевозках и в 2018 году (вернее появился только в январе). А теперь вопрос: «Случайны ли те резонансные аварии с автобусами, которые произошли в этом году?» .
2018 год.
Следующий пример не входит в сферу наших интересов. Мы никогда особо не рассматривали раздел 7 статистики ГИБДД РФ (Раздел 7. Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие в них с места совершения которых, водители или транспортные средства скрывались). Так, ознакомительный просмотр, не более. Но показатели, которые мы там увидели в 2018 году, вынудили нас со 2 квартала взять на контроль этот раздел (просто из спортивного интереса).
В разделе 7 были показаны значительное увеличение ДТП и его последствия. Например, в строке №8 «ДТП и пострадавшие с участием неустановленных транспортных средств» на июнь 2018 года, показатели были следующие: ДТП 3310 (+668%), погибшие 117(+485%), ранено 3307(+665,5%). Обратите внимание на показатели в скобках. В июле раздела 7 в статистике уже не было. Мы думали, ситуация стала развиваться так же как с разделом 8 в 2017 году. Но в августе раздел появился снова. Изящество решения нас порадовало. Вот вам задача: как сделать так, чтобы количество ДТП, погибших, раненых осталось почти неизменным, а цифры говорили, что вы хорошо работали. Решение простое, надо изменить не количество ДТП и т.д., а процентное соотношение (АППГ- сравнение с аналогичным периодом прошлого года) - это те цифры в скобочках. Смотрите, новые показатели на июнь 2018 года выглядели так: ДТП 2968(-1.6%), погибших 112(-16,4%), раненых 2949(-0.7%). Как это сделать? Элементарно. Измените показатели такого же раздела прошлого года в сторону увеличения и в этом году все будет отлично.
Статью надо завершать. Если захотите понять почему ситуация развивается именно в этом направлении, я Вам рекомендую прочитать статью Блинкина М.Я. и Сарычева А.В. «Комментарии к проекту Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020гг.» http://blinkinstitute.blogspot.com/2013/01/2013-2020.html (9 страниц, читается легко).
Но завершить статью я хотел бы выдержкой не из научной статьи, а из произведения Лескова Н.С. «Левша».
«Но только когда Мартын-Сольский приехал, левша уже кончался, потому что у него затылок о парапет раскололся, и он одно только мог понятно выговорить:
- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью левша перекрестился и помер.
Мартын-Сольский сейчас же поехал, об этом графу Чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышев на него закричал:
- Знай, - говорит,- свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.
Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской компании. В тогдашние времена как стали ружья заряжать, а пули в них болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены.
Тут Мартын-Сольский Чернышеву о левше и напомнил, а граф Чернышев и говорит:
- Пошел к черту, плезирная трубка, не в свое дело не мешайся, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, - тебе же и достанется.
Мартын-Сольский подумал: «И вправду отопрется», - так и молчал.
Калимуллин Айрат Фатыхович
Директор «Учебный центр НП «ЛАТ»