АйСи Лоджистикс

Аутсорсинг ВЭД или прямой контракт?

22 февраля 2018
2238

Хочется поделиться мнением относительно одной из самых распространенных и часто встречающихся услуг на современном транспортном рынке РФ - аутсорсинге ВЭД. Материал написан для новичков ВЭД. Надеюсь материал поможет сделать лучший для Вас выбор.

Хочу поделиться мнением об одной из самых распространенных услуг на современном транспортном рынке РФ - аутсорсинге ВЭД. Лишь немногие компании не считают нужным эту услугу продвигать и предлагать своим клиентам. Ради интереса, сравните объем предложения этой услуги в России и на иностранных рынках, например, в Германии и США.

Хочется отметить сразу, отвечая на основной вопрос: нельзя дать категоричного ответа применительно ко всей номенклатуре товаров, ко всем категориям участников ВЭД, использовать единый шаблон. Это не инструкция к действию, а лишь пища для размышления и призыв максимально глубоко погрузиться в процесс, прежде чем что-либо делать, лишь потом принимать решение.
Отвечать на этот вопрос я буду в разрезе нашей целевой аудитории, наших основных заказчиков: производственных компаний. В прочем, в разной степени эта информация применима и для любого другого типа компаний. Материал написан для новичков ВЭД, которые только задумываются, начинают интересоваться и анализировать.

Аутсорсинг ВЭД – это, по сути, делегирование роли участника ВЭД другой компании. Которая, в свою очередь, заявляет о том, что с ними будет:

1. Проще

2. Быстрее

3. Дешевле

4. Надежнее

Звучит весьма заманчиво, в особенности глазами новичка без опыта. Ведь перед ним компания, позиционирующая себя как компетентного специалиста, с красивым сайтом, где выложены положительные отзывы заказчиков.

Давайте сравним схему аутсорсинга ВЭД и схему прямого контракта по этим пунктам. Во втором случае помощь в сопровождении ВЭД будет оказывать таможенный представитель.

1. Проще?

Это нормальное желание организовать свою работу так, чтобы тратить на нее меньше времени, при этом без потери в качестве и скорости. Однако, проще – не значит лучше.

Прежде всего я бы хотел, чтобы вы ответили сами для себя на следующий вопрос: вы точно хотите развивать свое производство и снабжать его лучшим импортным оборудованием и сырьем?

Давайте разберемся, какие именно функции делегирует участник ВЭД.

Я не буду акцентировать внимание на поисках поставщиков оборудования, сырья для производства. Если вы решили открыть производство, не зная, как найти поставщика оборудования и сырья и поэтому решаете делегировать это компании на аутсорсинг, то возможно, вам стоит задуматься: стоит ли открывать производство. Найти поставщика, дилера, представителя не составит большого труда. При этом вы будете в прямом диалоге, это даст вам возможность выстраивать долгосрочные отношения, формировать репутацию, что в совокупности являются одним из важнейших ресурсов в бизнесе. В случае с аутсорсингом, вы лишаете себя такой возможности: о вас не будут знать.

Наличие дополнительного передаточного звена, а именно этим звеном выступит фирма, предлагающая аутсорсинг - это дополнительные временные затраты. На протяжении моей практики весьма часто встречается фраза от заказчиков: “груз нужен вчера”. И дело не в том, что компании не умеют планировать или мы возить, а в том, что появляются новые факторы: новый срочный заказ, нужен срочный ремонт оборудования и т.п.
В заключении темы поиска и общения с поставщиком, представьте следующую реальную ситуацию: вы уже ввезли оборудование и возникает острая необходимость закупки деталей от того же поставщика, но фирма, которая вам везла на свой контракт оборудование и общалась с поставщиком, закрывается, - что вы будете делать? Искать новую компанию, которая заключит контракт с поставщиком или у которой уже есть контракт? Искать нужные детали на локальном рынке?

Возьмем ситуацию: вы понимаете, что именно вам нужно, осталось доставить товар на свой склад. Давайте рассмотрим ваши действия в случае с прямым контрактом:

 - Заключить внешнеэкономический контракт. Нет контракта – это не проблема. Запрашиваем его у поставщика, или находим драфт в интернете, или просим таможенного представителя предоставить драфт. Последний предоставит вам качественный драфт контракта участника ВЭД. Крайне важно: как только начинается этап формирования документов для таможенного оформления (далее ТО), покажите каждый документ вашему таможенному представителю, он проверит, внесет корректировки там, где это необходимо и возможно, даст рекомендации по заполнению. От вас никто не будет требовать глубоких знаний, главное - это хорошее исполнение и обратная связь.

- Получить техническую характеристику на оборудование/сырье. Это документ, на основании которого будет приниматься решение по классификации и выбора кода ТНВЭД ЕАЭС. Не может быть никакой самодеятельности. Показываем документ таможенному представителю, и вплоть до согласования, товар не отгружаем. Об этом должен быть проинформирован вами ваш поставщик, в том случае если у вас отличные от EXW, FOB, FCA условия поставки. На выходе у вас будет официальный документ от вашего поставщика, с которым вы, в случае крайней необходимости, сможете отстаивать свои права в суде. Вы уверены в том, что компания, которой вы делегируете ВЭД, подойдет к вопросу формирования комплекта документов с нужной степенью компетентности?

- Оформить (в случае необходимости) паспорт сделки, купить валюту и оплатить товар. Альфа-Бизнес ВЭД доступен для каждого, он прост в использовании и максимально удобен: будучи весьма далеким от валютных операций человеком, у вас все получится. Вы потратите 10 минут на перевод, взамен получите уверенность что он исполнен. Вы уверены в том, что компания которой вы делегируете ВЭД, исполнит перевод в нужные сроки? Реальной возможности убедиться в этом у вас не будет. На форумах достаточно печальных историй о том, что платежи поступали с задержкой или не поступали вовсе.

- После отгрузки товара вам необходимо получить полный комплект документов, в соответствии с вашим внешнеэкономическим контрактом и предоставить их таможенному представителю. Он детально проверяет каждый документ, проверяет комплектность, делает замечания, если таковые имеются. Примерный список документов: контракт, паспорт сделки, платежные поручения – оплата за товар, прайс-лист от поставщика, ваш заказ на фирменном бланке, подтверждение заказа, инвойс, упаковочный лист, экспортная декларация, декларация соответствия, техническая документация. С одной стороны, вы неизбежно потратите время и усилия на получение этих документов, а уже с их проверкой вам поможет ваш таможенный представитель. Зато с другой стороны вы приобретете уверенность и спокойствие что все в соответствии с законными требованиями. Вы уверены в том, что компания которой вы делегируете ВЭД, работает исключительно в правовом поле и уделяет должное внимание документообороту?

- Транспортная логистика. Нет существенной разницы по трудозатратам\сложности между традиционной схемой с прямым контрактом и аутсорсингом ВЭД.

В случае с прямым импортом, вас попросят подписать договор с транспортной компанией на транспортно-экспедиторское обслуживание ваших грузов. Как правило, услуги по таможенному оформлению проходят по договору с таможенным представителем, а транспортные услуги - по договору с транспортно-экспедиторской компанией. При этом чаще обе компании являются частью одной группы компаний, по желанию вы можете воспользоваться услугой по таможенному оформлению у одной фирмы, а услугой по доставке у другой: у вас полная свобода действий. В случае с аутсорсингом, у вас, скорее всего, будет один договор купли-продажи.
В обоих случаях необходимы одинаковые действия – предоставить необходимые данные о грузе, месте выгрузки, режиму работы склада, а в случае с прямым контрактом уточнить у вашего поставщика контактное лицо, которое будет координировать отгрузку по вашему заказу и передать контакты в транспортно-экспедиторскую компанию. При этом вы будете на 100% уверены в том, что произошла отгрузка и вы сможете планировать свою деятельность, т.к. вы получите отгрузочные документы от вашего поставщика, подтверждающие факт отгрузки, плюс с вами на связи и поставщик, и транспортная компания. В случае с аутсорингом, связь одна (если конечно вы полностью делегируете общение с поставщиком). Возможны варианты, когда вы общаетесь с поставщиком, но ВЭД занимается выбранная вами компания посредник. Вы уверены, что компания, которой вы делегируете ВЭД, будет всегда предоставлять своевременную и достоверную информацию об отгрузке?

По мере прохождения таможенного оформления, могут возникать запросы на предоставление дополнительных документов, необходимых для принятия решения по стоимости или по классификации вашего груза. В случае работы с таможенным представителем, он вам поможет собрать необходимые документы, проверит и передаст их в таможенные органы. Процесс таможенного оформления прямого импорта производственных компаний - это отдельная большая тема для разговора. Чуть более подробно я затрону ее в пункте о надежности.

Безусловно, в случае с прямым импортом вам неизбежно придется заниматься документообором и взаимодействовать с поставщиком и таможенным представителем. 

Что для вас проще и какая модель поставок предпочтительнее решать вам. Моя задача осветить разницу в нюансах работы с разными схемами.

2. Быстрее?

Каким образом товар может быть доставлен быстрее в случае с аутсорсингом ВЭД, история умалчивает. Именно поэтому задерживаться на этом пункте не вижу смысла.
Мы исходим из того, что поставщик уже найден, заказ размещен на производстве. Т.е. фактически речь идет о суммарном более интересном транзитном времени на доставку груза, начиная от момента готовности товара к отгрузке, заканчивая разгрузкой товара на складе грузополучателя. Транспортные маршруты одинаковые для всех, перевозится груз одним и тем же транспортом. Вопрос только в компетентности транспортной компании, которая опираясь на свой опыт, понимание рыночной ситуации, поможет выстроить наиболее подходящий для вас транспортный маршрут. В случае с аутсорсингом вы лишены реальной возможности мониторинга вашего груза, т.к., в большинстве случаев, вам не будет предоставлен номер реальной накладной для трекинга. Советую обратить внимание на необходимую компетентность для доставки вашего груза. Например, вы планируете ввоз оборудования из Западной Европы или КНР в Москву: попросите компанию детально рассказать о схеме ввоза оборудования, транзитное время каждого плеча, возможные риски и пути решения по каждому плечу с реальными примерами, нюансы доставки груза по обговариваемому маршруту. Если вам не дадут конкретных ответов на эти вопросы, продолжайте поиски партнера.

Можно ли считать транспортными компаниями большинство компаний, которые предлагают аутсорсинг ВЭД в качестве основной услуги? Лидеры транспортного рынка РФ, которые владеют собственным подвижным составом, фурами предлагают аутсосинг ВЭД? Если да, поинтересуйтесь на каком месте находится у них эта услуга. Возможно, что информация об объемах перевозимых грузов и используемых транспортных маршрутах обозначенная на сайте компании, которая предлагает аутсорсинг ВЭД, несколько преувеличена.

3. Дешевле?

Это один из основных аргументов компаний, продвигающих услугу аутсорсинга.

Как так получается: вы ничего не делаете, все делают за вас, и платите меньше?.. Не чудо ли это?!

Аргументируется более низкая цена примерно так: у нас, как у крупной фирмы, действуют скидки от наших поставщиков услуг, у нас более выгодные условия на конвертацию и валютный контроль и т.д. Звучит, вроде как, убедительно. В ответ на это принимается единственное верное решение – фирма начинает пользоваться услугой аутсорсинга ВЭД.

Давайте разложим по полочкам.

1. Валютный перевод, валютный контроль, конвертация.

Некоторые компании, продвигающие аутсорсинг, говорят, что у них более низкая стоимость услуг. Вам достаточно открыть сайт своего банка и посмотреть: на что можете претендовать вы, с вашим оборотом, и компания с большим оборотом. Ваша главная задача – правильно подобрать тариф, и при необходимости перейти на него. Альфа Бизнес ВЭД доступен для всех участников ВЭД и дает возможность конвертировать валюту по лучшему курсу.

Вы должны знать, что в случае с аутсорсингом, ваш партнер может перечислять деньги не напрямую на счет вашему поставщику, а еще через один счет, с которого централизованно происходит оплата за грузы других клиентов. Следовательно, возникает задвоение банковских расходов. Весьма сомнительно, что при правильно подобранном тарифе ваши затраты на перевод и конвертацию будут выше, чем у ваших партнеров.

2. Транспортная логистика.

Ваш партнер уверяет вас, что у него есть скидки в связи с большим объемом перевозимых грузов. Компанию, которая предлагает аутсорсинг ВЭД в качестве основной услуги, я бы скорее назвал торговой компанией. Сравнивать деятельность такой компании с деятельностью полноценного транспортно-логистического провайдера я бы не стал, как и объемы перевозимых грузов. При этом у вас есть все шансы получить вполне приемлемую для вас цену на транспортную логистику как в компании, которая предлагает аутсорсинг, так и в компании, специализирующейся на перевозках. Все дело в компетенции и специализации: в этом вам непременно предстоит убедиться прежде, чем начинать работу с кем-либо. Где именно вы получите более привлекательный тариф и качественный сервис, судить вам, а не мне.

3. Таможенное оформление.

Возникает необходимость уплаты таможенных платежей, расчет которых происходит в соответствии с декларируемой стоимостью груза и установленной таможенной пошлиной. Эта стоимость должна быть одинакова как в случае с аутсорсингом ВЭД так и в случаем с прямым импортом.

О чем же может говорить более привлекательная цена в случае с аутсорсингом ВЭД?

В случае с прямым импортом, возможны 2 основных причины более высокой стоимости: 1) Сделана некорректная классификация таможенного кода, с более высокой пошлиной 2) Транспортная компания предлагает стоимость транспортировки значительно выше рыночной. Вы можете легко проверить эти версии, обратившись в несколько транспортных компаний и компаний таможенных представителей.

Сложно поверить в ситуацию что при прочих равных, на столь конкурентном и низкомаржинальном рынке есть компании, которые за те же деньги общаются с поставщиком, занимаются полностью документооборотом, валютными операциями и тд. Это внешнеэкономические альтруисты, не иначе.

4. Дополнительный персонал на обслуживание ВЭД.

Если речь идет о малом и среднем бизнесе, в таких компаниях уже, как правило, есть и бухгалтер и менеджер по закупкам или с его функциями, а следовательно делегировать и распределить должностные обязанности по ВЭД между этими двумя сотрудниками не составит труда. Если речь идет о микробизнесе, то мы часто встречаемся с ситуациями когда хозяин компании - он же и директор, и бухгалтер, - берет на себя и ВЭД, а уже по мере развития бизнеса набирает необходимый персонал. Никто не требует и не ждет глубоких познаний ВЭД, необходима оперативная обратная связь и главное - это желание.

Прежде чем сделать вывод, ответьте на один ключевой вопрос: Вы уверены в том, что декларируется реальная стоимость товара и декларируется ли он в принципе? Таможенной декларации вы не видите, как и отгрузочных документов. Кто-то подумает, что это не его дело и его не касается, т.к. он покупает товар в рублях и никакой ответственности за деятельность своего поставщика он не несет. Однако в ситуации, когда груз задерживают или конфискуют на таможне - это касается его напрямую, но повлиять на эту ситуацию он уже никак не может.

Предлагаю выводы делать вам самостоятельно.

4. Надежнее?

Это один из самых простых вопросов в сравнении аутсорсинга ВЭД и прямого импорта.

Обращайте внимание на наличие необходимых компетенций, желательно подтвержденных. Т.е. если вы планируете везти чугунные ванны или зеленый горошек, стоит искать партнеров с подтвержденным опытом работы именно с подобным грузом. Если вы планируете ввозить технологическое оборудование и сырье для производства, нужно искать соответствующего партнера. Почти все компании скажут "мы можем все", по факту же у большинства компаний есть специализация.

Обратите внимание на наличие брокерской лицензии. Представьте: перед вами 2 компании, обе с уставным капиталом 10000 руб, но у второй есть свидетельство таможенного представителя. При прочих равных, выбирайте второго, т.к. второму есть что терять, помимо репутации. Остальные сертификаты, лицензии, в т.ч. иностранные, никак не уберегут ваш груз и не помогут в решении спорных вопросов, если конечно это не страховой полис.

Компания таможенный представитель аккуратно относится к выбору грузов и клиентов, т.к. один негативный случай может сказаться на всем бизнесе в целом, в то время как попадание в реестр таможенных представителей - это весьма длительный процесс. Компания, которая предлагает аутсорсинг ВЭД, ведет ВЭД от одного юр. лица с разными грузам от нескольких заказчиков. Поэтому в случае осложнения таможенного оформления груза у любого заказчика неизбежно приведет к осложнению таможенного оформления и доставки грузов у всех заказчиков.

Попробуйте поинтересоваться как к компаниям, которые занимаются аутсорсингом ВЭД и везут грузы на один контракт, относятся таможенные органы. Имеет ли значение репутация для сотрудников таможенных органов и других официальных представителей органов власти? Имеет. Но в случае с аутсорсингом ВЭД - о вашем существовании не будут знать.

В случае с прямым импортом: вы формируете свою собственную историю ввоза, формируете свою репутацию. И вы можете быть уверенным, что в случае любых осложнений вы имеете полное право решать проблемы на законных основаниях. В том числе обращаться в суд, в этом компетентный таможенный представитель вам поможет. Вы уверены в том, что ваш партнер по аутсорсингу ВЭД будет до последнего отстаивать ваши интересы?

На таможне действует система управлениями рисками, и эти риски можно минимизировать, являясь участником ВЭД и получив статус участника “зеленого коридора”. “Зеленый коридор” это тема для отдельной большой дискуссии. В случае с аутсорсингом вы лишаете себя возможности тех преференций которые узаконены и на которые вы имеете право претендовать.

Если вы будете недовольны работой таможенного представителя с уже состоявшейся отгрузкой товара, вы можете его заменить в крайней ситуации, и передать документы другой фирме. В случае с аутсорсингом ВЭД вы лишаете себя возможности управлять своими поставками, поставки начинают управлять вами.

Это некоторые основные моменты, которые я хотел осветить для формирования вами своего ответа на вопрос о надежности поставок при аутсорсинге ВЭД и прямых поставках.

Удачи!

Команда, АйСи Лоджистикс

www.iclogistics.ru

 

Автор

Владимир Б.

image

Профиль
Изменить информацию о себе
Компании
Изменить информацию о компаниях и спецпредложениях
Подарки партнеров
Скидки на сервисы для бизнеса
Москва
Алтайский край
Амурская обл
Архангельская обл
Астраханская обл
Белгородская обл
Брянская обл
Владимирская обл
Волгоградская обл
Вологодская обл
Воронежская обл
Еврейская АО
Забайкальский край
Ивановская обл
Иркутская обл
Кабардино-Балкарская респ
Калининградская обл
Калужская обл
Камчатский край
Карачаево-Черкесская респ
Кемеровская обл
Кировская обл
Костромская обл
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская обл
Курская обл
Ленинградская обл
Липецкая обл
Московская обл
Мурманская обл
Нижегородская обл
Новгородская обл
Новосибирская обл
Омская обл
Оренбургская обл
Орловская обл
Пензенская обл
Пермский край
Приморский край
Псковская обл
Респ Адыгея
Респ Алтай
Респ Башкортостан
Респ Бурятия
Респ Дагестан
Респ Карелия
Респ Коми
Респ Марий Эл
Респ Мордовия
Респ Саха
Респ Северная Осетия - Алания
Респ Татарстан
Респ Тыва (Тува)
Респ Хакасия
Ростовская обл
Рязанская обл
Самарская обл
Саратовская обл
Сахалинская обл
Свердловская обл
Смоленская обл
Ставропольский край
Тамбовская обл
Тверская обл
Томская обл
Тульская обл
Тюменская обл
Удмуртская Респ
Ульяновская обл
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО
Челябинская обл
Чеченская респ
Чувашская респ
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская обл
Ваш город Москва?
Да