Рыба или курица: как меняется работа над сайтом, если нет контента.

2 недели назад
3834

Как быть заказчику, если вдруг обнаружилось, что сайт нельзя начать без контента. А контента нет.

Реакции бывают разные. От «без проблем, давайте напишем» до «ну вы нарисуйте как-то так, а потом порешаем». При этом вопрос написания контента для сайта — это такая штука, которую нельзя просто взять и поручить какому ни попадя райтеру (которые, если вы помните, иногда встречаются в природе дохлыми).

Итак, какие могут быть сценарии развития событий при каждом раскладе.

Сценарий «Рыба»

Ключевая фраза: «Вы просто пока „рыбу“ в макет поставьте, а там видно будет»

Самый не вариант из всех возможных. Эквивалентен «прыгаем, парашюты потом поищем». Не понятно, в какой вселенной сроки поджимают так сильно, что можно заказывать абстрактный шаблон сайта в вакууме, но за ценник икс десять и наполнять его галимым лорем ипсумом.

Какие задачи будет решать такой сайт? Видимо, быть наутро показанным руководству со словами «вот, что-то набросали, работа идет!».

Как быть: даже если очень хочется и очень горит — никакой «рыбы». Ни один нормальный продакшен не начнет работу без вводных, а вы не давите.


Сценарий «Оживление трупа»

Ключевая фраза: «Возьмите тексты со старого сайта, мы потом перепишем»

Не перепишете. Вообще сложно представить ситуацию, когда бы руководство компании подумало: «хм, наш сайт за 5 лет чертовски устарел и больше никуда не годится! Срочно переделать! А что тексты? Тексты там отличные со времен Ельцина, так и оставим!».

Поэтому изначально неверная тактика: отталкиваться от существующего контента. Сделаете римейк плохой старой песни, вместо того, чтобы написать новый хит.

Как быть: взялись переделывать — переделывайте основательно.


Сценарий «Багдадский вор»

Ключевая фраза: «А контент возьмите с сайта конкурентов»

Это такая хитрая уловка: скопипастить контент, нарисовать по нему макет, невзначай сверстать, выложить на сервер и сдать проект. А потом пустить чернила и отступить боком, как доктор Зойдберг.

Кроме того, что от такого подхода пошатываются моральные устои, он таит в себе еще горку сюрпризов. Например, после того, как к сайту подключится ваша 1С, она внезапно порвет к хренам всю красоту аккуратных карточек с товарами названиями вроде «карандаш твердо-мягкий желт. с ластиком, пр-во Корея». А текст «о компании» после долгожданного релиза переписывать до такой степени не захочется, что руководство примет решение просто поменять название.

Вот увидите.

Как быть: не играть, не пить, не воровать, как завещал Доцент.


Сценарий «Поиграем в репортера»

Ключевая фраза: «Составьте список вопросов, мы посовещаемся и ответим»

Работа над контентом — всегда задача для бравого отряда «копирайтер + заказчик». Потому что никто, кроме самого собственника бизнеса, об этом бизнесе лучше не расскажет. Это все знают.

Но тут очень просто не рассчитать своих сил: вопросы вам составят, много каверзных вопросов. А вот ответить на них у вас не найдется времени — поднять все эти цифры, статистику и прочее такое. Ни на этой неделе, ни на следующей. Райтер будет вынужден или сидеть и ничего не делать, или импровизировать (что скажется на контенте не лучшим образом).

Как быть: должен быть отдельный человек для коммуникации с райтером, при этом с него крайне желательно снять повседневную нагрузку. Если у вас есть отдельный и компетентный во всех вопросах бизнеса менеджер проекта — отлично.


Сценарий «Мы писали, мы писали»

Ключевая фраза: «Мы уже заказали контент у копирайтера»

Как правило, для заказчика копирайтер — это любой выпускник филфака или неудавшийся журналист (поэт, блогер, подставь хоть что). А если человек писал на бирже тексты для SEO, 150 ₽. за тыщу знаков — значит, ооо, это опытный копирайтер!

Правильная работа с контентом для сайта подразумевает разработку контент-структуры. Что требует от пишущего особого мышления. Копирайтер должен быть толковым UI-проектировщиком, по сути.

Если у вас на выходе от райтера — по три абзаца на каждый слайд, длиннющие пункты в маркированных списках и т.д., это вовсе не значит, что райтер написал хорошо и обстоятельно. Это значит, что такой контент будет совершенно невозможно запихнуть в макет.

Как быть: оптимально, если контент-креатор и проектировщик/дизайнер будут работать в одной команде. Буквально сидеть рядом, советуясь друг с другом. Заказывать контент «на стороне» у райтера без опыта проектирования — гарантированный провал и трата времени.


Сценарий «Брюс всемогущий»

Ключевая фраза: «Нам копирайтер уже практически сайт нарисовал. Раскрасьте»

Точно, параграфы маленечко взаимоисключающие. Но имеют место быть. Такое случается, если копирайтер набросал контент-структуру, в деталях разметил, что где будет, а заказчику такой прототип до того понравился, что он теперь ни на микрон не хочет отступать от концепции.

UI-дизайнер имеет свое мнение, но кто его спрашивал. Придется делать дизайн в соответствии с представлениями контентщика о прекрасном. Жизнь боль.

Как быть: опять же, всех спасет, если райтер и проектировщик — это всё-таки будут разные специалисты, заточенные каждый под свое дело. Но работающие бок о бок — с возможностью посовещаться, поспорить и найти лучшее решение: как в плане подачи контента, так и в плане интерфейса.

Решение старого спора

Вообще та еще там для дискуссий: как правильно: начать с дизайна, а потом впихнуть туда финальный контент, или написать контент, а потом по нему рисовать дизайн

Рыба или курица? Закон российских авиалиний: какой ответ не выбери, все равно будет не вкусно.

Дело в том, что каждый специалист замурован внутри собственной скорлупы. Дизайнер мыслит своими шаблонами: три иконки в ряд, заголовок и большая фотография, пятистраничный слайдер. У райтера своя тюрьма: его мышление сковано инструментами форматирования текста: маркированный список, заголовок и подзаголовок, выделить мысль курсивом… Поручи одному решать, как должно быть на макете — и решение получишь однобокое.

Поэтому оптимально, если в вашем продакшене, который занимается сайтом, есть такая связка — проектировщик/дизайнер + копирайтер с навыками работы для веба. Или всегда есть альтернатива — готовить весь контент самим (да, не заказывать на стороне) и заранее. Такие дела.

image

Профиль
Изменить информацию о себе
Компании
Изменить информацию о компаниях и спецпредложениях
Подарки партнеров
Скидки на сервисы для бизнеса
Москва
Алтайский край
Амурская обл
Архангельская обл
Астраханская обл
Белгородская обл
Брянская обл
Владимирская обл
Волгоградская обл
Вологодская обл
Воронежская обл
Еврейская АО
Забайкальский край
Ивановская обл
Иркутская обл
Кабардино-Балкарская респ
Калининградская обл
Калужская обл
Камчатский край
Карачаево-Черкесская респ
Кемеровская обл
Кировская обл
Костромская обл
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская обл
Курская обл
Ленинградская обл
Липецкая обл
Московская обл
Мурманская обл
Нижегородская обл
Новгородская обл
Новосибирская обл
Омская обл
Оренбургская обл
Орловская обл
Пензенская обл
Пермский край
Приморский край
Псковская обл
Респ Адыгея
Респ Алтай
Респ Башкортостан
Респ Бурятия
Респ Дагестан
Респ Карелия
Респ Коми
Респ Марий Эл
Респ Мордовия
Респ Саха
Респ Северная Осетия - Алания
Респ Татарстан
Респ Тыва (Тува)
Респ Хакасия
Ростовская обл
Рязанская обл
Самарская обл
Саратовская обл
Сахалинская обл
Свердловская обл
Смоленская обл
Ставропольский край
Тамбовская обл
Тверская обл
Томская обл
Тульская обл
Тюменская обл
Удмуртская Респ
Ульяновская обл
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО
Челябинская обл
Чеченская респ
Чувашская респ
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская обл
Ваш город Москва?
Да