Консультант, коуч, психолог - Александра Северюхина

Почему руководители не дают обратную связь? Психологический аспект

28 февраля 2019
854

Все знают, что обратная связь – это мощный управленческий инструмент, давать ее нужно или как минимум полезно – регулярно подчинённым, иногда коллегам или партнерам и даже близким и родственникам. Но, бывают случаи, когда вытащить из себя эту самую «обратную связь» чрезмерно сложно. Иногда за этим стоит просто неумение, или непонимание, что и как оценивать на фоне общей перегрузки и эмоционального недовольства руководителя, но гораздо чаще такое нежелание вызвано внутренним сопротивлением. В данной статье мы разберемся - что такое обратная связь, из чего она состоит и какие психологические ограничения не позволяют ее использовать.

Все знают, что обратная связь – это мощный управленческий инструмент, давать ее нужно или как минимум полезно – регулярно подчинённым, иногда коллегам или партнерам и даже близким и родственникам. Но, бывают случаи, когда вытащить из себя эту самую «обратную связь» чрезмерно сложно. Иногда за этим стоит просто неумение, или непонимание, что и как оценивать на фоне общей перегрузки и эмоционального недовольства руководителя, но гораздо чаще такое нежелание вызвано внутренним сопротивлением. В данной статье мы разберемся - что такое обратная связь, из чего она состоит и какие психологические ограничения не позволяют ее использовать.

ЧТО ТАКОЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?

Обратная связь (ОС)– это инструмент коммуникации, при использовании которого осуществляется обмен информацией. Своевременная ОС позволяет менеджерам получать актуальную информацию о последствиях управленческих решений, корректировать действия отдельных сотрудников и целых подразделений.

Опытные управленцы используют ОС для того, чтобы добиться максимальной результативности от подчиненных и даже коллег - направляют их усилия, выявляют причины сбоев и низкой мотивации, подстегивают и воодушевляют.

Но, к сожалению, как показывает практика, многие руководители не придают особого значения тому, предоставляется ли ими ОС и как именно. Иногда причина банальная - отсутствие управленческих знаний и навыков, но чаще отсутствие знаний – повод, причина же кроется глубже (ведь почему-то необходимые знания руководитель никак не получит).

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ КОНСТРУКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ?

Логически можно выделить три основных компонента, которые стоит учитывать при обратной связи:

1. Поведение 
Обратная связь направляется не на самого человека, а на его поведение.

2. Ситуация 
Обязательно приводится пример конкретной ситуации, а лучше несколько, где было продемонстрировано желательное и/или нежелательное поведение.

3. Эффект 
Какой эффект/результат вызвало данное поведение и, что очень важно, каковы ожидания желательного поведения в аналогичных ситуациях.

Кроме того, стоит отметить, что негативная ОС чаще всего будет гораздо эффективнее в спокойном состоянии и безопасной обстановке, это значит, что лучше беседовать с получателем такой ОС спустя небольшой промежуток времени после инцидента и с глазу на глаз.

КАКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ПРЕПЯТСТВУЮТ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТА «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»?

Если глубоко заглянуть в психику человеку – окажется, что часто основных причин две – страх и стыд. Да, именно страх и стыд стоят у руля в голове большинства руководителей, однако алгоритмов трансформирования этих эмоций в неконструктивные программы/поведение много и осознать их самостоятельно бывает достаточно сложно.

ПРИМЕРЫ НЕКОНСТРУКТИВНЫХ ВНУТРЕННИХ УСТАНОВОК РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:

  • зачем хвалить, он же за эту работу получает зарплату,
  • «если я похвалю, то я становлюсь как буд-то, что-то должен» (страх быть должным),
  • «внутренняя конкуренция с подчиненным и/или коллегой» - тогда признать достоинство другого равно признанию собственных недостатков (стыд за собственное несовершенство),
  • собственная неудовлетворенность работой – признавать достоинства подчиненных/коллег очень сложно, когда сам руководитель не удовлетворен своей работой и не получает конструктивной ОС (в этом случае такая «легкая обида» на свое руководство спускается ниже). Очень немногим руководителям дано переработать собственные негативные эмоции и не спускать их на подчиненных или коллег – такая способность называется «контейнированием» и обычно развивается еще в детстве или может развиться при длительной работе с психологом.

Затягивание с передачей негативной обратной связи может быть связанно со страхом обидеть. Надо, признаться - часто вполне оправданным, так как в нашей культуре принято понимать негативную ОС, как критику и закрываться/защищаться в ответ. Однако стоит учитывать, что отсутствие ОС вообще- обычно воспринимается еще хуже, т.к. неопределенность вызывает сильную тревогу.

Иногда менеджер медлит, т.к. присутствует страх признать, что подчиненный или коллега делает что-то не так, возможно признание влечет необходимость принятия управленческих решений, а так может и само «рассосется».

Конечно, существует и множество других причин не упомянутых в статье. Данные примеры лишь еще раз демонстрируют, что развитие руководителей не ограничивается только получением новых знаний – это и большая работа над развитием личности и преодолением внутренних психологических ограничений.

Автор

Северюхина Александра Евгеньевна

image

Профиль
Изменить информацию о себе
Компании
Изменить информацию о компаниях и спецпредложениях
Подарки партнеров
Скидки на сервисы для бизнеса
Москва
Алтайский край
Амурская обл
Архангельская обл
Астраханская обл
Белгородская обл
Брянская обл
Владимирская обл
Волгоградская обл
Вологодская обл
Воронежская обл
Еврейская АО
Забайкальский край
Ивановская обл
Иркутская обл
Кабардино-Балкарская респ
Калининградская обл
Калужская обл
Камчатский край
Карачаево-Черкесская респ
Кемеровская обл
Кировская обл
Костромская обл
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская обл
Курская обл
Ленинградская обл
Липецкая обл
Московская обл
Мурманская обл
Нижегородская обл
Новгородская обл
Новосибирская обл
Омская обл
Оренбургская обл
Орловская обл
Пензенская обл
Пермский край
Приморский край
Псковская обл
Респ Адыгея
Респ Алтай
Респ Башкортостан
Респ Бурятия
Респ Дагестан
Респ Карелия
Респ Коми
Респ Марий Эл
Респ Мордовия
Респ Саха
Респ Северная Осетия - Алания
Респ Татарстан
Респ Тыва (Тува)
Респ Хакасия
Ростовская обл
Рязанская обл
Самарская обл
Саратовская обл
Сахалинская обл
Свердловская обл
Смоленская обл
Ставропольский край
Тамбовская обл
Тверская обл
Томская обл
Тульская обл
Тюменская обл
Удмуртская Респ
Ульяновская обл
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО
Челябинская обл
Чеченская респ
Чувашская респ
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская обл
Ваш город Москва?
Да