В Ауконекс консалтинг считают: большая организация или малая, но, в целом, она должна выстраивать систему управления в соответствии с нижеизложенными пятью шагами.
Шаг 1: Осознание:
- что жизнеспособность и прибыльность организации зависит от того, как она решает проблемы, препятствующие достижению целей, определенных ее учредителями;
- что проблемы делятся на простые, неоднозначные, сложные и хаотичные, и понимание сущности каждого вида проблем и их взаимосвязи;
- что каждый вид проблем может быть решен при помощи определенных подходов к их решению, основанных на принципах разделения труда, иерархии, рефлексии и планировании.
Шаг 2: Создание совета директоров (наблюдательного совета).
- Принятие решения о создании совета директоров организации, как органа, призванного решать хаотичные и сложные проблемы в организации, и делегирующего полномочия нижестоящим исполнительным органам право решать неоднозначные и простые проблемы на основе выработанных стандартных процедур.
- Создание внутреннего документа организации: Положения "О совете директоров", где отражаются порядок его формирования, количество членов, полномочия, функции, процедуры созыва собраний и принятия решений.
- Внесение изменений в учредительные документы организации, связанные с формированием совета директоров.
- Проведение организационного заседания совета директоров, на котором проводится распределение полномочий между его членами и создание комитетов по стратегии и внутреннему контролю.
Шаг 3: Создание планов и правил.
- Создание комитетом по стратегии плана развития организации (бизнес-плана).
- Создание комитетом по стратегии внутренних документов организации (положений, инструкций), детализирующих план развития и регламентирующих методы решения простых и неоднозначных проблем.
- Утверждение плана развития и внутренних документов советом директоров и предоставление их для исполнения исполнительному органу (директору).
Шаг 4: Проверка актуальности планов и эффективности правил.
- Проведение комитетом по внутреннему контролю совета директоров контрольных проверок деятельности исполнительного органа, отраженной в бухгалтерском учете, на предмет выполнения плана развития и внутренних документов. Проверка деятельности может проводится специализированной организацией на принципах аутсорсинга.
- Доклад комитета по внутреннему контролю членам совета директоров о состоянии дел в организации и мерах, которые необходимо предпринять для устранения нарушений.
- Отслеживание комитетом по стратегии изменений в сфере конкурентной среды, технологий, экономики, маркетинга и внесение на рассмотрение совета директоров представлений о необходимости внесения корректировок в план развития в связи с этими изменениями.
Шаг 5: Актуализация планов и правил.
- Утверждение советом директоров решения о необходимости корректировки плана развития организации.
- Корректировка членами комитетов по стратегии и внутреннему контролю плана развития и внутренних документов (бизнес процессов) на основании утвержденного советом директоров решения.
- Доведение к исполнению откорректированного плана развития и внутренних документов до исполнительного органа.
Важно отметить, что эти пять шагов приведут к эффективности только в случае подбора персонала, обладающего не только образованием и опытом, но и гражданской мудростью.