Как найти маркетолога - гения : инструкция для руководителей

6 дней назад
5675

Какие вопросы на собеседовании задавать, чтобы точно найти своего. На что обратить внимание и к чему нужно быть готовым.

Собеседование с маркетологом обычно у большинства проходит довольно просто. Ключевым фактором для принятия решения является ответ на вопрос “Какой опыт работы маркетологом?”. Если ответ довольно длинный и содержательный, то человек принят. Если опыта не было, то Вы скорее всего отказываете, либо берёте человека чисто по ощущениям, так как кандидатов, из которых приходится выбирать, не так уж и много. Но на самом деле, лучше изначально делать все по-другому.

Как найти маркетолога и какие вопросы на собеседовании задавать - тема этой статьи.

В ГОЛОВЕ МНОГО...

При поиске маркетолога в компанию у руководителя возникает в голове масса вопросов, но если их объединить, то звучать они будут примерно так:

  1. Как найти хорошего маркетолога?
  2. Как понять, что он толковый?
  3. Какие вопросы нужно задавать?
  4. Какие ответы на вопросы считаются правильными?

Эта статья, в первую очередь, направлена на руководителей (HR), чтобы они понимали как выбрать и чем все таки на самом деле должен заниматься маркетолог  (камень в огород управляющего звена, а точнее тех, кто представляет себе не маркетолога, а партнёра по бизнесу с зарплатой в 20 тысяч рублей).

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Давайте так. Я начну с базовых основ найма, которые игнорировали и продолжают игнорировать большинство руководителей. А всё потому, что без них смысла в правильных вопросах на собеседовании просто нет, так как собеседовать, можно сказать, будет некого...

Рекламное объявление

Мы взрослые люди и понимаем, что собеседование - это продажа. А поиск хорошего специалиста (вам же не нужен другой?), тем более. Прошли те времена, когда можно было просто разместить информацию в интернете по типу: “Требуется маркетолог, звонить сюда”. Это не работает.

Тем более, я помню желание каждого руководителя найти хорошего специалиста за небольшие деньги (безусловно Вы согласны платить ему хорошие деньги, но потом, когда он себя покажет. А значит, никогда).

Вам нужно привлечь специалиста также, как Вы привлекаете новых клиентов, за счёт рекламы. Поэтому первое, что нужно сделать - хорошее, продающее объявление на вакансию, в котором нужно указать ваши требования к соискателю. Тем самым:

  1. Вы уберете лишних людей и сэкономите свое время;
  2. Повысите вероятность увидеть на собеседовании более профессионального специалиста.

Продайте свою компанию

Вам нужно продать идею того, что работать в вашей компании не только прибыльно и стабильно (ключевые слова на собеседовании ;), но еще и чертовски здорово. Потому что крутая молодая команда, потому специалист сможет развиваться, потому что вы оплачиваете тренинги (например, у нас), да в конце концов, потому что у вас есть печеньки. 

Запомните, хороший маркетолог это человек “креативный”, а значит в загнаные рамки и угнетающую атмосферу он не придёт. И придётся Вам выбирать лучшего из худших.

Я хочу

Ну, а теперь переходим к самому собеседованию. Вернее к его подготовке. Одна из самых важных ваших задач  - определиться, кого же Вы все таки хотите видеть у себя в команде:

  1. Исполнителя ваших идей (читать - ваши руки);
  2. Креативщика, который только и будет придумывать безумные идеи и их реализовывать;
  3. Универсального солдата, иначе мастера на все руки;
  4. Маркетолога, который будет придумывать идеи, а реализовывать будут другие.

Могу сразу сказать, если Вы хотите найти специалиста, который будет круглосуточно заниматься маркетингом, еще при этом самостоятельно обучаться и делать все сам, да еще и за зарплату, естественно, не самую шикарную, то можете об этом смело забыть. 

Если человек это все умеет и делает, то ему проще работать на себя, чем на кого-то. Поэтому не думайте, что маркетолог должен знать и уметь все.  К примеру.

  • Он должен знать что такое CRM-маркетинг, какое техническое задание выдать программисту, но сам это делать не должен;
  • Он должен знать все способы продвижения в Инстаграм, но делать это должны найденные им подрядчики. Которых, к слову, он будет контролировать и предоставлять Вам отчеты по их работе;
  • Он должен выяснить какой новый продукт требуется вашим клиентам, но его поиском и заказом должен заниматься логист;
  • И так далее. 

Вроде бы логично и понятно, но... “у меня нет денег, чтобы содержать такой штат”. Тогда не удивляйтесь, что специалист, на которого навешали не его обязанности, работает медленно и неэффективно. Потому что невозможно знать в маркетинге всё. Слишком большая сфера и при этом очень динамично развивающаяся. Нас, например, в команде 12 человек и мы все друг у друга учимся.

Важно! Если Вы думаете, что это советы только начинающим бизнесменам, то сильно ошибаетесь. Это касается всех компаний, в том числе и крупных, потому что до сих пор многие руководители ищут “мастера на все руки”.

Грани ответственности

Продумайте грани ответственности будущего маркетолога. Четко и внятно. “Будет заниматься маркетингом” -  это не грани ответственности.

  • Будет ли он отвечать за мониторинг конкурентов и их цен?
  • А заниматься интернет-маркетингом?
  • А проработкой и созданием нового продукта?
  • А выводом его на рынок?
  • А ценообразованием?

Исходя из этого,  вам станет понятней какие задачи ему ставить и какие KPI ему прописывать для оценки эфективности работы. Всё это поможет Вам не только создать более полный профиль вакансии, но и понять кого Вы всё таки ищете, причем,  как Вам самим, так и специалисту, который придёт на вакантное место.

Вопросы на собеседовании

Вот мы и подошли к самому интересному, какие каверзные вопросы нужно задавать, чтобы увидеть всю истину. И все вопросы мы разделим на два блока: теоретический и практический.

Теоретический блок

Вопросы в любом случае формируются исходя из ваших потребностей, которые мы разобрали выше. Без них никуда. И также, исходя из того новичёк или старичёк. Поэтому всё, что написано дальше, адаптируйте под себя и ситуацию. И также обращаю ваше внимание, что вопросы написаны в хаотичном порядке.

Общие вопросы

  1. Вы с нашей компанией уже ознакомились? 
    (Проверяем готовился ли человек вообще ко встрече или просто ходит ко всем подряд)
  2. Что для Вас маркетинг? Чем Вы считаете должен заниматься маркетолог?  
    (Обращаем внимание насколько совпадает его представление с вашими задачами)
  3. Как представляете свой типовой рабочий день на этой позиции, конечно, после того, как адаптируетесь? (Альтернатива предыдущему вопросу, если вдруг ушёл от ответа)
  4. Какие тренинги или книжки по маркетингу изучали? 
    (Обычно никто ничего не читает и не проходит, поэтому в помощь Вам следующий вопрос)
  5. Возможно читаете какие-нибудь специализированные сайты или группы в социальных сетях? Если да, то какие? 
    (Тут сразу будет ясно, развивается он или нет. И если развивается, то в каком направлении)
  6. Расскажите о своих действиях на прошлой работе маркетологом? 
    (Как только маркетолог называет то, что он делал, говорите “Подробнее, пожалуйста”, чтобы понять насколько реально глубоко он занимался этим, а не говорит ради объёма)
  7. Какие были результаты в прошлой работе? 
    (Причём, спрашивайте не только про деньги, но и про конверсию, roi, ctr и другие показатели)
  8. Вы знаете что такое ROI/CTR/LTV? 
    (Альтернативный вопрос предыдущему, в случае, если перед Вами кандидат без опыта).
  9. Кем себя видите через год/два/три? 
    (Очень часто маркетологи - это люди, которые планируют открыть свой бизнес в будущем, брать таких или нет, принимайте решение сами. Я стараюсь таких обходить стороной)

Специализированные вопросы

  1. Что такое 4P-маркетинг?
  2. Для чего нужен SWOT-анализ?
  3. Какие инструменты маркетинга Вы знаете, назовите любых десять? 
    (Тут обратите внимание, мыслит маркетолог категорией только привлечения клиентов или также ценообразованием, увеличением среднего чека, возвращением клиентов, повышением лояльности и т.д.)
  4. Что лучше - офлайн или онлайн продвижение? 
    (Нормальный маркетолог не скажет что лучше, везде есть плюсы и минусы)
  5. Какие каналы для привлечения клиентов вВ считаете сейчас самыми актуальными?
  6. Что лучше вконтакте или фейсбук?
    (Также, как и в предыдущем вопросе, нет лучшего)
  7. Зачем нужно определять целевую аудиторию? Какие топ-5 вопросов Вы зададите для её определения?
  8. Какие знаете модели создания рекламы?
  9. Как увеличить средний чек, расскажите несколько разных вариантов?

Благодаря такому типу вопросов Вы поймете, разбирается претендент или только делает вид. Причём, обращаю Ваше внимание, многие понимают шапочно и чтобы выяснить это, задавайте протыкающие вопросы по типу “А что ещё?”, “А как это делали”, “Как это выглядит”, “Почему это выбрали”, “Подробнее расскажите”. 

Практический блок

Теория - это хорошо. Но лучше практика. Один из наших любимых и, я бы сказал, универсальных вопросов поможет Вам финально принять решение либо да, либо нет. И выглядит он следующим образом:

“Есть наша компания, наши товары/услуги и неограниченный бюджет на рекламу. Задача: привлечь клиентов и сделать так, чтобы, как минимум, реклама окупились в ноль. Что предложите?”

И дальше уже смотрите что отвечает претендент. Если ответы общие, из серии “ну, дам рекламу на радио”, как уже и писал  выше, уточняйте какую именно, с каким предложением, на какой срок, почему такой выбор. По ответам поймете смекает человек в практическом маркетинге или это просто голый теоретик.

Важно! Практически 8 из 10 маркетологов сразу говорят о скидках и это сильно вас должно насторожить, так как такое мышление уже изначально говорит о том, что он часто будет говорить о ваших высоких ценах. Более продуманный вариант вместо скидок, это, например, бонусы.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Найти хорошего маркетолога - это целый квест. Придётся пересмотреть не один десяток, потому что, честно, в маркетинг сейчас идут все кому не лень. Ведь для многих маркетинг это посты в социальных сетях и креативная реклама на баннерах. Когда на самом деле всё намного глубже.

И самое интересное, что это “глубже” никто не хочет изучать, набросаются фишками и пытаются за счёт них поднять продажи. А мы то, как руководители, понимаем, что без хорошей фундаментальной базы фишки остаются фишками, а не инструментами стабильного роста.

Поэтому никогда не останавливайтесь на первом маркетологе. Если уж взялись за найм, то подходите по принципу “а можно всех посмотреть?”.

image

Профиль
Изменить информацию о себе
Компании
Изменить информацию о компаниях и спецпредложениях
Подарки партнеров
Скидки на сервисы для бизнеса
Москва
Алтайский край
Амурская обл
Архангельская обл
Астраханская обл
Белгородская обл
Брянская обл
Владимирская обл
Волгоградская обл
Вологодская обл
Воронежская обл
Еврейская АО
Забайкальский край
Ивановская обл
Иркутская обл
Кабардино-Балкарская респ
Калининградская обл
Калужская обл
Камчатский край
Карачаево-Черкесская респ
Кемеровская обл
Кировская обл
Костромская обл
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская обл
Курская обл
Ленинградская обл
Липецкая обл
Московская обл
Мурманская обл
Нижегородская обл
Новгородская обл
Новосибирская обл
Омская обл
Оренбургская обл
Орловская обл
Пензенская обл
Пермский край
Приморский край
Псковская обл
Респ Адыгея
Респ Алтай
Респ Башкортостан
Респ Бурятия
Респ Дагестан
Респ Карелия
Респ Коми
Респ Марий Эл
Респ Мордовия
Респ Саха
Респ Северная Осетия - Алания
Респ Татарстан
Респ Тыва (Тува)
Респ Хакасия
Ростовская обл
Рязанская обл
Самарская обл
Саратовская обл
Сахалинская обл
Свердловская обл
Смоленская обл
Ставропольский край
Тамбовская обл
Тверская обл
Томская обл
Тульская обл
Тюменская обл
Удмуртская Респ
Ульяновская обл
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО
Челябинская обл
Чеченская респ
Чувашская респ
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская обл
Ваш город Москва?
Да