Человек «Да»
«Ну как-как, берёшь и делаешь», — в очередной раз повторяет Шабутдинов. Это уже походит на мантру. Рассказывать о своих доходах в маленьком криминальном городе опасно? Ну и что, берёшь и выкладываешь всю подноготную семейного бизнеса в блог. Чтобы продавать франшизу, нужно накопить опыт успешного бизнеса, создать бренд, обзавестись технологиями и связями? Да зачем, если есть люди, которые верят в тебя и так. В Китае высококонкурентный рынок общепита? Ну и что, есть опытный партнёр, с которым можно с нуля построить сеть.
Большинство взрослых людей, прежде чем принять какое-либо серьёзное решение, долго раздумывают, взвешивают все за и против и в итоге часто ничего не делают. Аяз решает сразу и, как правило, говорит — да. «Всё очень просто. Он верит в себя и не боится делать хоть что-то», — отзывается об Аязе его партнёр, предприниматель Александр Долгов, сейчас развивающий в Китае сеть общепита Doft & Hoft (под эгидой холдинга Like, конечно).
Первый раз 15-летний Аяз уехал от родителей из посёлка Куеда в казавшийся мегаполисом Ижевск, где у семьи была квартира. Родители с трудом согласились на рискованный эксперимент и присылали на жизнь всего 3 000 рублей в месяц. Впрочем, Аяз вскоре нашёл дополнительный источник дохода — стал писать стихи на заказ.
В Ижевске Аяз никого не знал и, чтобы найти друзей, стал играть в КВН — сначала в школьной команде, а потом и в университетской — УдГУ (специальность у Аяза «Государственное и муниципальное управление», диплом получил в прошлом году). Через КВН Аяз познакомился с Олегом Липиным, которого в шутку называет сэнсэем. «Он просто не совершал ошибок — приходил к клиентам всегда вовремя, в рубашке и костюме. Он научил меня делать чуть больше, чем другие, и это позволяло хорошо зарабатывать», — вспоминает Аяз.
Для интроверта выйти на сцену не так-то просто, но Шабутдинов научился не бояться публики. Все кавээнщики работали ведущими на свадьбах и мероприятиях — доходы Аяза быстро выросли до 80 000 рублей в месяц. Он с приятелями арендовал клубы и проводил там вечеринки, а также купил себе Chevrolet Cruze. Кредит за «шевроле» он, кстати, платит до сих пор, хотя и приобрёл сейчас Porsche 911. Эту машину пришлось заложить, когда Like начал экспансию в Китай.
В 2012 году Аяз всерьёз задумался, как жить дальше, — работа ведущим приносила деньги, но тусовочная жизнь затягивала. Студент решил, что пора выходить из зоны комфорта, и ушёл в лес — вместе с двумя приятелями, один из которых сейчас сидит в тюрьме, Аяз занялся лесозаготовкой. «Это была настоящая жесть — мы жили в лесу, работали с бывшими уголовниками и продавали лес бандитам, которые не спешили платить», — вспоминает Шабутдинов. Когда он приезжал домой в Куеду, брат говорил, что от него пахнет бомжом, а родители уговаривали заняться пикирующим семейным бизнесом.

Фотография: Леонид Никифоренко/«Секрет Фирмы»
Отец Аяза Рифат Шабутдинов — предприниматель. По данным СПАРК, у него есть доли в девяти фирмах, в том числе ООО «Куединский рынок», «Белом магазине», ТД «Куединский продукт». Как уверяет Аяз, основной актив — небольшое производство безалкогольных напитков, в цехе работали 3 человека при выручке около 400 000 рублей в месяц. Беда в том, что ключевой клиент — «Райпо» из города Чернушка — перестал платить. Отец попросил Аяза разобраться с растущей дебиторкой.
Задача была проще, чем казалось на первый взгляд, — Аяз приехал в компанию, рассказал о своих планах сменить упаковку лимонада и провести рекламную кампанию в интернете. «Иногда нужно просто поговорить с людьми, чтобы решить проблему», — говорит Аяз. Так или иначе, клиент начал переводить деньги.
Шабутдинов поехал в соседние города, Чайковский и Нефтекамск, — договариваться с сетями о поставках. Для продвижения он использовал незамысловатый партизанский маркетинг — разместил на баннере объявление от имени молодого человека, который разыскивает девушку, покупавшую «Куединский лимонад». Оказалось, закупщики местных сетей верят в сказки — после рекламного трюка Шабутдинову стало легче договариваться о поставках лимонада.
Реальное шоу
Как продвигать проект без бюджета? Для 20-летнего предпринимателя ответ казался очевидным — через «ВКонтакте». Аяз далеко не первым догадался превратить свой бизнес в реалити-шоу — его вдохновлял пример основателя «Додо пиццы» Фёдора Овчинникова. Но Шабутдинов использовал необычную подачу — он поставил конкретную цель: заработать за 2013 год 2 млн рублей чистой прибыли. Сейчас таких предпринимательских блогов уже тысячи, а цели, привязанные к продажам, любят ставить последователи «Бизнес-молодости», но Аяз был среди первопроходцев — его историю перепостили несколько пабликов, посвящённых предпринимательству, а на страничку подписались несколько тысяч человек.
Куеда — город криминальный. Несколько лет назад застрелили дядю Аяза, предпринимателя. Ему самому и родителям до сих пор предлагают услуги «крыши» и угрожают. «Светить» все свои доходы и расходы в таких условиях — не самое умное решение, но Аяза было уже не остановить. К весне предпринимателю удалось загрузить цех отца, но в то же время стало понятно, что на родительских активах 2 млн не заработаешь. Нужно было придумать что-то своё. Аязу как раз написал Александр Долгов, гендиректор производства безалкогольных напитков «Норинга» в Екатеринбурге. «Я почитал его блог, понял, что парень очень целеустремлённый, но ему не хватает опыта, предложил показать производство, дать какие-то советы, хватит, мол, ерундой заниматься», — рассказал «Секрету» Долгов.
Аяз тотчас сорвался в Екатеринбург. Больше всего в этой поездке ему запомнились не переговоры с Долговым, а хостел, в котором он остановился. В Ижевске тогда не было ни одного хостела, а в июне в город съезжались абитуриенты. Запустить такой бизнес можно было без особых затрат.
Предприниматель арендовал 4-комнатную квартиру в центре. Друг-юрист подсказал, что надо регистрировать компанию в ОКВЭД как «сдача меблированных комнат», а не «гостиничные услуги». Дело в том, что открывать гостиницы, даже в мини-формате, в жилых домах нельзя, а сдавать комнаты — пожалуйста. На старте Шабутдинову удалось уложиться в 100 000 рублей — деньги одолжил приятель-партнёр Александр Аверин. Вскоре начала поступать предоплата от первых клиентов — предприниматель сразу же тратил её на покупку мебели и рекламу на «Авито».
«На этом бизнесе можно ставить клеймо Сделано в
ВКонтакте" — мы вместе с читателями паблика выбирали название, придумывали способы продвижения, они во всём этом участвовали. И когда я предложил им купить франшизу, многие были уже морально готовы», — вспоминает Аяз. В первый же месяц хостел получил небольшую прибыль, а Аяз — несколько предложений купить франшизу. Стоила она 50 000 рублей, за эти деньги предприниматель присылал подробный брендбук — как выбирать место, как продвигать бизнес, как убираться в комнатах и так далее.
Почему люди покупали франшизу, хотя у Аяза не было ни узнаваемого бренда, ни опыта управления хостелами? «Это было немного спонтанное решение, внутренний позыв, я принял решение всего за два дня. Мне давно хотелось попробовать себя в роли предпринимателя, но не было никакого опыта», — вспоминает Илья Ефимов из Новосибирска. О франшизе он узнал из «ВКонтакте», а первую прибыль получил на второй месяц работы хостела. Как вспоминает Илья, средняя загрузка была около 60% — это близко к нижнему порогу окупаемости. Нынешней зимой Илья продал хостел из-за разногласий с партнёром — уверяет, что немного заработал, хотя за 250 000 рублей (таков паушальный взнос в сети с прошлой осени) «франшизу покупать точно бы не стал».