Клуб Клиентов Альфа-Банка

Как основать сервис мобильного эквайринга и пережить скачок доллара

1 неделя назад
23617

Владимир Канин, основатель Pay-me,  рассказывает о том, как привез этот вид сервиса в Россию. При помощи мобильных POS-терминалов (mPOS) безналичную оплату по карточкам можно проводить там, где удобно клиенту.


Мобильный эквайринг придумал сооснователь Twitter — Джек Дорси. Пять лет назад он скрестил смартфон с кассовым терминалом, и получилось устройство mPOS. Следом появился сервис по приему безналичной оплаты с карточки там, где удобно клиенту: в квартире, в лесу, в любом глухом захолустье. В Россию мобильный эквайринг привез основатель Pay-me Владимир .

В новый сервис Владимир вложил 3 миллиона долларов. Это было в 2012 году. Сейчас годовой оборот компании вырос до 50 миллионов и в команде полсотни человек. Клиенты — их 9 тысяч — ведут бизнес в России, Казахстане и на Украине. Скоро присоединятся белорусы. Владимир вспоминает, как все это запускалось.

«Я прикупил это устройство американской компании Square. Оно стоило 10 долларов. Посмотрел, как оно выглядит, как работает мобильное приложение. И там все было настолько просто и тривиально, что я был уверен: копия этой истории очень быстро появится в России. В первые три месяца она не появилась, я сделал еще один визит. Купил второе устройство черного цвета, а не белого. Не появилась копия. Я удивленно повстречался со своими партнерами и людьми из банковской индустрии и из платежной индустрии, говорю: а что же, почему? Они отвечают: там не все так просто

Программную часть для mPos-терминалов написали в России, а за «железом» Владимир поехал в Китай. Почему же он не обратился к отечественным производителям?

«Помимо простых историй а-ля спаять несколько микросхем, нужен опыт сертификации этих историй в международных лабораториях. В России всего пара компаний, которые это делают. Одна из них точно бы не стала делать для таких, как мы, потому что мы стартапы, а они мощные: сказали, да мы сами сделаем. В итоге они сделали сами похожее устройство, но как обычно, размером с «Жигули» и такого же примерно вида. А второе, почему не у нас — потому что у нас умеют, могут, но это будет долго, дорого и тяжелого дизайна, условно говоря».

Свою компанию Владимир Канин запустил за четыре месяца. В это же время идея развивать мобильный эквайринг захватила еще с десяток бизнесменов. И буквально на старте новый сервис вступил в гонку с конкурентами на рынке. В итоге выжили трое.

«Правила игры менялись по дороге. То государство считало, что наличные и оплата картой — это одно, потом оно считало, что это разные вещи, а потом снова одно. Нам удалось эту систему уравнений как-то сдерживать и развивать. В итоге через полгода компании, которые остались, их можно было насчитывать снова пяток, наверное. И сегодня, по прошествии 2,5 года таких компаний осталось 3. То есть вот вам данные за три года: было 2, стало 5, потом 11, потом опять 5, и сейчас их 3».

Стартапу помог выжить бизнес-опыт основателя. За плечами Владимира десятилетний предпринимательский стаж. Интересно, что многие из конкурентов прогорели из-за китайских производителей. Есть у них особенности — делом загораются сразу, работают хорошо, но быстро теряют интерес к партнерам, если их заказы не растут в геометрической прогрессии. В прошлом году молодая компания Канина столкнулась с еще одной серьезной проблемой — скачком доллара.

«Да, мы потеряли в конце прошлого года приличную сумму денег, потому что заказали в начале октября под согласованную финальную сумму, а доллар видели, что вытворил? Напуганные курсом доллара, мы перезаложились, процентов на 10-20 курсовой разницы. Доллар в это время припал, поэтому мы потери чуть-чуть отыграли. Но в целом нас эта история не радует.Мы стараемся компенсировать скачки курса уменьшенной партией. Производим не по 5 тысяч штук, не по 3, а по полторы-две. Нам не очень это легко переносить».
  

О клиентах компании - малом и среднем бизнес, и о том, как мобильные терминалы встречают потребители — все-таки эти устройства сильно отличаются от тех, что они привыкли видеть в магазинах. 

«Первый год такое было. Я бы говорил про что, что 5 человек из 100 покупателей пиццы в Москве (в регионах побольше: в Москве и Питере было около 5 из 100) настороженно к этому относились. Тот у кого, как я называю, паранойя по карточкам, так они и в Интернете не платят. Просто шансов того, что у него в Интернете утащат номер карты больше, чем здесь, потому что здесь он знает, что, где он платил. Сейчас меньше 1% покупателей настороженно к этому относятся. Тот, кто относится настороженно, мы говорим — ну, не плати!»
 

Неожиданная статистика по оплате покупок банковскими картами в России.

«Если мы не говорим про Москву и Питер, колоссальная активность по картам в Сибири. Зачастую при прочих равных сибирские предприниматели принимают чаще карты, чем питерские. Объяснение этому тоже есть. Один из лидеров по карточной активности — Сургут. Мы долго выясняли, с чем это связано? А когда людям дают зарплату, деньги в банкоматах заканчиваются быстрее, чем зарплата. Так вот люди, набив шишек по снятию наличных, приходили в магазин и говорили: а я хочу заплатить картой. И инфраструктура приема карт в Сургуте и на севере Тюменской области развилась быстрее, чем если бы какой-нибудь регулятор на это их толкал».

Крупнейший международный игрок на рынке мобильного эквайринга, американская компания Square, в начале августа объявил о выходе на IPO. «И мы сразу получили несколько дружеских звонков от инвесторов», — рассказывает Владимир. Интересно, каким он видит продолжение своего стартапа: есть мнение, что придумать и начать бизнес в России легче, чем решить, что с ним делать дальше.

«Стратегия понятна. Либо мы с большим игроком стратегическим, который уже в этих платежах и в бизнесе, присоединяемся и получаем синергию. Либо мы доходим до окупаемости и value company, компанию оборотов. И говорим: все О’кей, мы сервисная компания, которая растет и маржинально и которая растет по количеству клиентов».

Через мобильные терминалы оплаты сейчас проходит 0,04% платежей банковскими картами. Какие перспективы у этого бизнеса? Мнение менеджера компании Visa по mPOS в России Валерия Сивкова.

mPOS сейчас представляет интерес для многих отраслей бизнеса. В первую очередь это агенты страховых компаний, туристические агентства, служба экспресс-доставки, грузоперевозки. mPOS также проникает и в традиционную сферу эквайринга, для стимулирования ситуационных спонтанных покупок, когда продавец-консультант не только помогает выбрать товар, а также способен прямо на месте оформить сделку. mPOS будет проникать и в другие сферы бизнеса. Мы считаем, что это направление является одним из приоритетных

- Валерий Сивков, менеджер компании Visa по mPOS в России

По мнению Владимира Канина, разница между обычными кассовыми терминалами и mPOS окончательно сотрется года через два. На рынок выходят крупные игроки, в том числе банки из TOП-5, а если так, то, наверное, действительно, через несколько лет оплатить покупку карточкой можно будет в любом месте, куда только сможет добраться продавец.

mihail-bazhenov.jpg    Автор статьи: Михаил Баженов, BFM.RU. Оригинальный текст на сайте радиостанции.  

 

Автор

Владимир Канин

Основатель сервиса мобильного эквайринга Pay-me: Pay-me

Телефон: +7 (495) 775-46-45

Другие полезные материалы
image

Профиль
Изменить информацию о себе
Компании
Изменить информацию о компаниях и спецпредложениях
Подарки партнеров
Скидки на сервисы для бизнеса
Москва
Алтайский край
Амурская обл
Архангельская обл
Астраханская обл
Белгородская обл
Брянская обл
Владимирская обл
Волгоградская обл
Вологодская обл
Воронежская обл
Еврейская АО
Забайкальский край
Ивановская обл
Иркутская обл
Кабардино-Балкарская респ
Калининградская обл
Калужская обл
Камчатский край
Карачаево-Черкесская респ
Кемеровская обл
Кировская обл
Костромская обл
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская обл
Курская обл
Ленинградская обл
Липецкая обл
Московская обл
Мурманская обл
Нижегородская обл
Новгородская обл
Новосибирская обл
Омская обл
Оренбургская обл
Орловская обл
Пензенская обл
Пермский край
Приморский край
Псковская обл
Респ Адыгея
Респ Алтай
Респ Башкортостан
Респ Бурятия
Респ Дагестан
Респ Карелия
Респ Коми
Респ Марий Эл
Респ Мордовия
Респ Саха
Респ Северная Осетия - Алания
Респ Татарстан
Респ Тыва (Тува)
Респ Хакасия
Ростовская обл
Рязанская обл
Самарская обл
Саратовская обл
Сахалинская обл
Свердловская обл
Смоленская обл
Ставропольский край
Тамбовская обл
Тверская обл
Томская обл
Тульская обл
Тюменская обл
Удмуртская Респ
Ульяновская обл
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО
Челябинская обл
Чеченская респ
Чувашская респ
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская обл
Ваш город Москва?
Да