Клуб Клиентов Альфа-Банка

Как запретить конкурентам зарабатывать на рекламе по вашему бренду в Google и Яндексе?

2 недели назад
16177

Когда бизнесмен вкладывается в контекстную рекламу своей фирмы, он сразу же ожидает наплыва клиентов. Проходит день, два, чуда все не происходит, и человек задумывается, что он сделал не так, ведь рекламное агентство расхваливало этот способ продвижения.


А случилось то, чего бизнесмен ожидал меньше всего – конкурент выставил рекламу по его поисковым запросам, тем самым навредив ему на его же поле игры.

Это выглядит примерно вот так:

11.png

Чисто юридически, такая «реклама по конкурентам» не нарушает законов, а сама услуга часто предлагается различными диджитал-агенствами, потому что убивает двух зайцев одновременно: можно и себя рекламировать, и отобрать часть пирога конкурента. Впрочем, вряд ли такие объяснения понравятся расстроенному бизнесмену, который теперь хочет только одного: чтобы конкурент убрал рекламу.

В этой статье мы расскажем, как это сделать, но сразу оговоримся: советы справедливы только для тех компаний, чей бренд зарегистрирован в Роспатенте как товарный знак, то есть имеет реальную правовую защиту. Для незарегистрированных брендов, к сожалению, нет возможности юридически повлиять на недобросовестного конкурента и его рекламу.

Как решить проблему в Google AdWords 

Представим, что вы увидели рекламу конкурента на этой платформе и не знаете, что делать. У Google довольно серьезная политика по отношению к контекстной рекламе, компания заявляет, что «относится к товарным знакам со всем возможным вниманием. Условия использования AdWords запрещают рекламодателям нарушать права интеллектуальной собственности. Рекламодатели несут ответственность как за выбор ключевых слов, так и за содержание объявлений».

Google AdWords накладывает строгие ограничения на использование товарных знаков в рекламных объявлениях, а если его владелец подает жалобу, то компания сама рассматривает, насколько правомерно используется его бренд в рекламных объявлениях. В случаях, если Google AdWords заметит неправомерное использование, например, объявление с использованием чужого бренда в тексте, рекламу вполне могут с показа, что и нужно расстроенному бизнесмену.

 Что именно проверяет Google AdWords? Предположим,  вы владеете салоном мебели «Раскладушка». Набираете это имя в Google, чтобы полюбоваться своей рекламой, и вдруг видите, что через него конкурент рекламирует свой сайт: «Кровати шире и мягче, чем в «Раскладушке»!» Вам это по понятным причинам очень не нравится. Теперь уточним несколько деталей, чтобы понять, является ли использование слова «Раскладушка» в чужой рекламе нарушением ваших прав на охрану товарного знака.

Это решается в три простых шага путем проверки  статуса вашего товарного знака и подтверждения того факта, что объявление конкурента действительно нарушает ваши права.

  1. Для того, чтобы предъявлять претензии к конкуренту, вашей компании нужно  владеть всеми правами на спорный товарный знак, то есть он должен принадлежать действующему юридическому лицу, его правовая охрана должна действовать, товарный знак не должен быть под арестом.
  2. Нужно выяснить, в отношении  каких классов регистрации по МКТУ, Международной классификации товаров и услуг, зарегистрирован ваш товарный знак. Например, «Раскладушка» соответствует 20 классу «Мебель, зеркала, оформление картин и т.п.», и если конкурент рекламирует под вашим брендом мебель– он нарушает права. Однако если рекламу выпустил производитель чехлов для очков, то спорить вам не о чем, так как он работает совсем в другой области.
  3. Успешность вашей борьбы с конкурентом зависит от страны, в которой действует регистрация вашего товарного знака. Если реклама с упоминанием вашего бренда дана в Украине, а ваш товарный знак зарегистрирован только в России, то Google AdWords не примет ваши претензии.

Если все эти условия выполнены, вы вполне можете писать жалобу в Google в связи с недобросовестным использованием вашего товарного знака конкурентами на площадке AdWords. После подачи жалобы не забудьте разрешить вашему рабочему аккаунту использовать товарный знак. 

При этом помните - юридически Google AdWords не обязана рассматривать жалобы на незаконное использование товарных знаков. Компания может пойти вам навстречу, но в спорных случаях GoogleAdWords все равно направит вас разбираться напрямую с рекламодателем – особенно если товарный знак используется не в тексте объявления, а в ключевых словах, по которым демонстрируется реклама. Следует отметить, что рекламодатели не так уж редко реагируют на эти запросы – в нашей практике, конверсия «претензионное письмо – снятие рекламы по бренду» доходила до 70%.

Как обстоят дела с «Яндекс.Директ»?

Яндекс также запрещает изготовление, распространение, предложение к продаже или иное использование товаров, которые приводят к нарушению исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, например, товарных знаков. При этом, как и в Google, рекламодатели Яндекс.Директа сами несут ответственность за соответствие рекламы закону, поэтому и здесь вам скорее всего предложат связаться с конкурентом напрямую.

Как же это делать и что написать конкуренту? Рассмотрим несколько важных моментов, которые помогут вам сформировать грамотную претензию к потенциальному нарушителю.

Прежде всего, стоит учитывать, что реклама «Директа» может показываться по запросам, которые содержат только часть ключевой фразы. То есть, по поисковому запросу «Раскладушка мебель в Москве» могут всплыть как объявления, содержащие наш бренд «Раскладушка», так и объявления с безобидным ключевиком «мебель в Москве». В последнем случае¸ рекламодатель никоим образом не нарушает ваши права.

Из этого делаем простой вывод – поскольку ключевых фраз мы не видим, то для обоснования вашей позиции в письме к конкуренту необходимо привести косвенные доказательства нарушения прав на ваш товарный знак. Рассмотрим их:

  1. Сознательное использование ключевой фразы в быстрых ссылках. Эти ссылки при формировании объявлений добавляются вручную, и поэтому их можно считать косвенным доказательством нарушения.

    22.png
  2. Наличие фразы в URL рекламного объявления. Метка utm_term, как правило, служит для отслеживания ключевых фраз. Если конкурент настолько неаккуратен, что не шифрует метки – вы можете увидеть ключевик прямо в адресной строке при переходе по спорному объявлению.

    3.png
  3. А здесь конкурент настолько смелый, что выдал малоизвестный бренд «Искусница» за популярный хобби - гипермаркет «Леонардо». Бренд «Леонардо» приведен прямо в тексте объявления, доказать нарушение прав на товарный знак в такой ситуации не составит никакого труда
44.png

И, конечно, самый очевидный случай – когда у конкурента-рекламодателя на сайте размещен логотип или бренд, похожие или тождественные с вашими. Это прямое нарушение прав владельца товарного знака, в таком случае вы можете потребовать прекратить использование  вашего изображения и подать иск на взыскание материальной компенсации.

Напоследок, мы приготовили для вас краткий шаблон письма, которое вы можете направить недобросовестному конкуренту. Шаблон доступен по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1cczgUVLzBezHK64bx6Nn2lwBQ9zIPSEhJ6vnyd95Jrg/edit

Отстаивайте свои права, ведите честную конкуренцию и регистрируйте свои товарные знаки заранее - так вы сможете предотвратить многие проблемы в интернет-рекламе!

Автор

Алина Акиншина

Операционный директор: Онлайн Патент

Email: akinshinaav@onlinepatent.ru Телефон: 8 (929) 669 14 10

Алина — патентный поверенный РФ и специалист по управлению инновационными проектами. С 2013 года отвечает за развитие бизнеса Онлайн Патент и руководит разработкой платформы.

Онлайн Патент — ваш личный патентный офис онлайн. Мы знаем, что развитие бизнеса требует полной самоотдачи и у вас просто не хватает времени на то, чтобы разбираться в тонкостях защиты прав на интеллектуальную собственность. Это и не нужно — теперь вы можете просто поручить ведение этой работы системе Онлайн Патент.

Онлайн Патент позволяет удобно и быстро решить все бизнес-задачи, связанные с правами на интеллектуальную собственность, - от регистрации до оформления отчуждения исключительного права. С нами уже подготовлено свыше 2 000 заявок в Роспатент. Для клиентов Альфа-Банка действуют специальные условия подачи заявок на товарные знаки.

Другие полезные материалы
image

Профиль
Изменить информацию о себе
Компании
Изменить информацию о компаниях и спецпредложениях
Подарки партнеров
Скидки на сервисы для бизнеса
Москва
Алтайский край
Амурская обл
Архангельская обл
Астраханская обл
Белгородская обл
Брянская обл
Владимирская обл
Волгоградская обл
Вологодская обл
Воронежская обл
Еврейская АО
Забайкальский край
Ивановская обл
Иркутская обл
Кабардино-Балкарская респ
Калининградская обл
Калужская обл
Камчатский край
Карачаево-Черкесская респ
Кемеровская обл
Кировская обл
Костромская обл
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская обл
Курская обл
Ленинградская обл
Липецкая обл
Московская обл
Мурманская обл
Нижегородская обл
Новгородская обл
Новосибирская обл
Омская обл
Оренбургская обл
Орловская обл
Пензенская обл
Пермский край
Приморский край
Псковская обл
Респ Адыгея
Респ Алтай
Респ Башкортостан
Респ Бурятия
Респ Дагестан
Респ Карелия
Респ Коми
Респ Марий Эл
Респ Мордовия
Респ Саха
Респ Северная Осетия - Алания
Респ Татарстан
Респ Тыва (Тува)
Респ Хакасия
Ростовская обл
Рязанская обл
Самарская обл
Саратовская обл
Сахалинская обл
Свердловская обл
Смоленская обл
Ставропольский край
Тамбовская обл
Тверская обл
Томская обл
Тульская обл
Тюменская обл
Удмуртская Респ
Ульяновская обл
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО
Челябинская обл
Чеченская респ
Чувашская респ
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская обл
Ваш город Москва?
Да