Клуб Клиентов Альфа-Банка

Как поменять рынок доставки еды, не имея при этом кухни

23 апреля 2016
9764

Приложение «Голод» появилось в середине марта, но уже через неделю количество клиентов превысило планку в 1000 человек, а еще через неделю достигло отметки в 3000. Вступивший в силу финансово-экономический кризис, казалось бы, не самое удачное время для запуска стартапа, но российский рынок доставки еды, как выяснилось, уже давно требовал перемен.

Теплым летним вечером августа 2015 года гендиректор группы компаний Univer Club Family Алексей Овчинников сидел в офисе и испытывал самый настоящий голод. Работы было много, тратить время на посещения кафе было нельзя, а столовая и буфет в бизнес-центре уже давно закрылись. Попивая очередную кружку кофе и просматривая сервисы доставки еды, которые обещали привезти еду «всего лишь» через 90 минут, Алексей подумал, как было бы хорошо, если бы еду доставляли за несколько минут, а не часов. 

Дикая, на первый взгляд, идея – сократить время доставки еды до нескольких минут, как оказалось впоследствии, вполне реализуема. Ведь точно так же каких-то 5 лет назад казалось нормальным ждать 30 минут подачи такси, тогда как сегодня, благодаря таким сервисам как Uber, это время сократилось до 3 минут. Так Алексей понял, в какую сторону надо двигаться, и каким будет будущий продукт, который на месте получил название «Голод».

Никто не знает, когда он проголодается

Рынком доставки еды Алексей до недавнего времени интересовался лишь в качестве потребителя. Основной бизнес хоть и состоял из 5 компаний (производство трикотажных изделий, печать на одежде, производство фестивальных красок, фестивали красок и экспорт красок холи), но был далек как от IT, так и от еды. Кто знает, как сложилась бы судьба Алексея, не задержись он тогда в офисе и не начни искать способ быстро и недорого поесть.

Первое, на что в тот вечер обратил внимание Алексей, это то, что существующая модель доставки еды сильно устарела. Механизм состоит из огромного количества ненужных звеньев, которые сильно затормаживают процесс. Так, клиент вынужден сначала выбирать тип еды, затем ресторан, указывать свой адрес, созваниваться с менеджером, оставлять заявку, ждать, пока еду приготовят и привезут, объяснять курьеру, как найти кабинет и искать сдачу. Сюда же можно добавить низкую информативность – неизвестно, когда блюдо доставят, где находится курьер и выдвинулся ли он вообще в путь.

Второе, что бросилось глаза – такая модель абсолютно бесполезна, когда человек проголодался и хочет утолить голод. Никто и никогда не знает, когда ему захочется есть. Человек, как правило, задумываете о еде тогда, когда голод уже наступил, а не за час или полтора (именно столько, в среднем, занимает доставка еды по Москве).

Налицо была проблема – нет сервиса, который бы позволил утолить голод здесь и сейчас. За то время, что доставляют еду, можно дойти до метро, проехать 3 станции, зайти в кафе, поесть и вернуться. Суть доставки именно в том, чтобы утолять голод тогда, когда нет или времени, или возможности сходить в кафе. Зачем пользоваться доставкой еды, если быстрее самому сходить за ней?

Uber как ориентир

Так постепенно формировались очертания будущего продукта. Перед глазами был пример Uber, который в свое время поменял суть и модель работы такси, сократив все ненужные звенья, сильно облегчив жизнь миллионам людей на планете. Стало ясно, что если делать доставку, то надо использовать опыт Uber и сделать мобильное приложение, которое позволяло бы заказывать еду так же удобно, как Uber позволяет заказывать такси, и где еду привозили бы так же быстро, как через Uber приезжает автомобиль.

alexei-ovchinnikov-golod.JPG

Тогда же был сделан выбор в пользу исключительно безналичной системы оплаты – вся эта возня с бумажками, сдачей и чаевыми должна уйти в прошлое. Аналогично и с выбором блюд.

Я по себе знаю, что когда голоден, то там уже, грубо говоря, все равно, что подается с рисом – курица или индейка. Ты с радостью съешь и то, и другое. Так мы решили не запутывать пользователя большим выбором еды. Всего 2 блюда. По принципу самолета. Вы обращали внимание, что после 2 часов полета мало кто отказывается от еды или задумывается, сколько в ней калорий? Курица или мясо. Вот и весь выбор.

- Алексей Овчинников, основатель сервиса «Голод»

Так как условия в самолете и в обычной жизни все-таки разные, Алексей решил пойти немного иным путем и вместо «курица или мясо» предлагать «бизнес-ланч или деитический ланч». Так как цель – быстро утолять голод, то нет никаких пицц, роллов или смузи. Большие сытные ланчи из первого и второго блюда, салата, напитка и хлеба.

Еще одна особенность – доставка до тротуара. Эта модель уже давно довольно активно используется в США, но в России пока что встречается редко. Такой ход мог бы отпугнуть людей, привыкших, что доставка, это когда курьер приносит еду в руках прямо до кабинета или даже стола, но зато позволял сильно экономить время. «Заказываешь еду, одеваешься и выходишь встречать курьера» - таковым стало одно из описаний краткой сути продукта.

Доставка еды за 8 минут

Когда бизнес-план и концепция продукта была готова, приступили к делу. Алексей подтянул в команду коллег по основному бизнесу, нашел студию-разработчика, выделил 2 миллиона собственных инвестиций. Параллельно составлялся план по маркетингу и продвижению.

Приложение переделывали несколько раз. Сначала хотели принимать и наличные, потом отказались. Хотели дать возможность заказать еду заранее – «в офис или домой», отказались и от этого.

Когда приложение было готово и начались тесты, на дворе уже был февраль. Тогда же выяснилось, что систему логистики, расположение кухонь и цепочку шагов можно оптимизировать настолько, что время доставки еды сократится до 8 минут. Причем это среднее время в пределах Садового Кольца при минимальном количестве курьеров.

8 минут это почти в 10 раз меньше среднего времени доставки еды у всех остальных сервисов. Изначально мы рассчитывали на 15 минут, но когда увидели, что по факту получается в 2 раза меньше, то поняли, что это уже не очередной стартап. Это то, что повлияет на весь рынок. Так было с рынком такси до Uber и рынком аренды недвижимости до Airbnb.

- Алексей Овчинников, основатель сервиса «Голод»

К середине марта «Голод» был готов. Это приложение для iOS (версия для Android появится в начале мая), которое позволяет в 1 клик заказать еду и получить ее спустя несколько минут. Никакой суммы минимального заказа, никаких чаевых, сдач, томительного ожидания. Человек скачивает приложение, регистрируется, заказывает еду и наслаждается ланчем через 8 минут.

Самым важным вопросом была безопасность. Основатели понимали, что должны обеспечить  клиентам максимальный уровень надежности, который только может быть. Иначе не было смысла вообще что-то делать. Заключили сотрудничество с Альфа-Банком, чьи специалисты обеспечили приложению работу по 3D Secure – самой надежной системы безопасности платежных данных. В итоге, «Голод» сам ничего не хранит и не обрабатывает – все денежные операции проводятся на сайте Альфа Банка, что само по себе залог безопасности.

5000 загрузок за 2 недели и предложения инвесторов

Несмотря на то, что «Голод» начал работу в узком сегменте (владельцы iOS в районе Садового Кольца Москвы), за первые 2 недели приложение скачали 5000 раз. Почти половина из них прошла регистрацию и сделала, как минимум, хотя бы один заказ. Сейчас приложение в день обрабатывает по 30 заказов, многие из которых включают в себя по 5-6 блюд сразу.

Так как доставка стоит 47 рублей, обычно люди делят цену между собой. Так, 10 человек заказывая еду с одного аккаунта, платят за доставку по 4,7 рубля. И таких заказов в сервисе порядка 40% от общего количества в день.

Уже через неделю Алексей получил несколько писем от инвесторов, которые интересовались возможностью вложиться в продукт. Первый посевной раунд инвестиций уже закрыт, средства от него пойдут на маркетинг и развитие приложения.

Что касается планов, то в ближайшее время «Голод» собирается расширить зону доставки до ТТК и уже начал поглядывать на соседние города.

У «Голода» большие перспективы. И не только по части доставки еды. Таким же образом можно сократить время доставки чего угодно. Самое главное, ПО и система логистики, уже разработано, осталось лишь адаптировать модель под другие продукты. Но, в первую очередь, конечно же, мы намерены заняться едой.

- Алексей Овчинников, основатель сервиса «Голод»
 

Автор

Алексей Овчинников

Генеральный директор : Univer Club Family

Email: adonis@golod.me Телефон: +7 926 800-51-96

Другие полезные материалы
image

Профиль
Изменить информацию о себе
Компании
Изменить информацию о компаниях и спецпредложениях
Подарки партнеров
Скидки на сервисы для бизнеса
Москва
Алтайский край
Амурская обл
Архангельская обл
Астраханская обл
Белгородская обл
Брянская обл
Владимирская обл
Волгоградская обл
Вологодская обл
Воронежская обл
Еврейская АО
Забайкальский край
Ивановская обл
Иркутская обл
Кабардино-Балкарская респ
Калининградская обл
Калужская обл
Камчатский край
Карачаево-Черкесская респ
Кемеровская обл
Кировская обл
Костромская обл
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская обл
Курская обл
Ленинградская обл
Липецкая обл
Московская обл
Мурманская обл
Нижегородская обл
Новгородская обл
Новосибирская обл
Омская обл
Оренбургская обл
Орловская обл
Пензенская обл
Пермский край
Приморский край
Псковская обл
Респ Адыгея
Респ Алтай
Респ Башкортостан
Респ Бурятия
Респ Дагестан
Респ Карелия
Респ Коми
Респ Марий Эл
Респ Мордовия
Респ Саха
Респ Северная Осетия - Алания
Респ Татарстан
Респ Тыва (Тува)
Респ Хакасия
Ростовская обл
Рязанская обл
Самарская обл
Саратовская обл
Сахалинская обл
Свердловская обл
Смоленская обл
Ставропольский край
Тамбовская обл
Тверская обл
Томская обл
Тульская обл
Тюменская обл
Удмуртская Респ
Ульяновская обл
Хабаровский край
Ханты-Мансийский АО
Челябинская обл
Чеченская респ
Чувашская респ
Ямало-Ненецкий АО
Ярославская обл
Ваш город Москва?
Да