На чем стоит сэкономить
Офис
Если вы только начинаете, вам не нужен офис — у вас, скорее всего просто нет денег для того чтобы его оплачивать. Ваш выбор — квартира, коворкинг, антикафе и любое другое место, за которое можно платить по минимуму или не платить вовсе. Команда Qlean, например, весь первый год сидела в обычной съемной квартире: на дешевых пуфиках расположились люди, ушедшие из крупных корпораций — и никого это не смущало. Еду, кстати, команде готовил один из первых нанятых клинеров – так заодно экономили на бизнес-ланчах.

Маркетинг
Расходы на маркетинг – главное, что стоит сократить начинающим: те ценники, которые рекламные площадки дают предпринимателям на входе, можно опустить в два, а то и четыре раза. Кроме того, покупать сразу массив рекламы на одном канале — плохая идея. Имеет смысл сначала сделать маленькие тесты и выбирать только те каналы, которые выстреливают и в итоге приводят к вам клиентов. Не нужно также приходить в восторг от взаимодействия с громким брендом и отодвигаться по условиям в партнерстве — для вас важно держать в голове свои цели и привязываться к ним.
Штатные сотрудники
Первое время у вас может практически не быть сотрудников в штате: использование профессионалов на аутсорсе по договору существенно сократит ваш бюджет. Во-первых, вы сможете организовать проектную работу, а не платить сотруднику зарплату каждый месяц — даже в случае отсутствия клиентов. Во-вторых, не надо будет тратить время и деньги на найм HR-специалистов, организацию рабочего места и социальные выплаты.
На чем экономить не стоит
Разработка продукта
Если ваш продукт — это технологичный стартап, ни в коем случае нельзя экономить на разработке. Разработчики должны быть хорошими, а программный код — стройным и правильным. Тогда, масштабируя бизнес, можно будет на этот отличный «скелет» навешивать другие «части тела». А если сэкономитн в самом начале, потом придется переделывать — это отнимет время, силы и затормозит развитие компании, не говоря уже о том, что и клиентов проблемы с сайтом или приложением могут отпугнуть.
Клиентская поддержка
Самое главное в работе любой компании — постоянный контакт с клиентами: их отзывы, как положительные, так и негативные помогают вам сделать бизнес лучше. Чем быстрее вы реагируете на запрос клиента, тем больше очков вы получаете в его глазах. Поэтому клиентская поддержка — то, на что стоит потратиться: Qlean, например, добился того, что в социальных сетях время ответа сотрудника компании не превышает пяти минут — и это не предел.
Превосхождение ожиданий
Qlean с самого начала старалcя не экономить на главном — том, какое впечатление остается о компании у клиентов. Печатали красивые флаеры, оставляли в квартирах, в которых убирали, печеньки с предсказаниями, закладывали в бюджет деньги на рандомный развоз подарков клиентам каждый месяц — все это признаки качественного сервиса. Именно он оставляет впечатления, за которыми люди хотят еще вернуться.